РП по предмету Современные агробиотехнологии 10-11 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Управление образованием администрации МО Кущёвский район
МАОУ СОШ №2 им. Трубилина И.Т.

УТВЕРЖДЕНО
директор МАОУ СОШ
№2 им.Трубилина И.Т.
________________________
Лукаш О.Н.
Протокол №1
от «26» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4776772)
учебного предмета «Современные агробиотехнологии»
для обучающихся 10 –11 классов

ст. Кисляковская 2024 год

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ................................................................................................ 3
Планируемые результаты освоения курса .................................................................. 7
Личностные результаты ......................................................................................... 7
Метапредметные результаты ................................................................................. 9
Предметные результаты ....................................................................................... 12
Содержание курса ...................................................................................................... 14
Модуль«Агротехнологии настоящего и будущего».10класс............................. 14
Модуль«Современные биотехнологии в селекции».11класс ............................ 19
Тематическое планирование ...................................................................................... 22
Модуль «Агротехнологии настоящего и будущего».10класс............................ 22
Модуль «Современные биотехнологии в селекции».11класс ........................... 35
Приложение ................................................................................................................ 40

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность и назначение программы
Рабочая

программа

курса

«Современные

агробиотехнологии

(агробиотехнологический профиль)» для среднего общего образования (далее –
программа)

разработана

в

соответствии

с

требованиями

Федерального

государственного образовательного стандарта среднего общего образования
(ФГОС

СОО),

ориентирована

на

обеспечение

индивидуальных

потребностейобучающихсяинаправленанадостижениепланируемыхрезультатов
освоения программы среднего общего образования с учетом выбора участниками
образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет
обеспечить единство обязательных требований ФГОС СОО во всем пространстве
школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами.
Настоящий курс предназначен для углубленного изучения биологических
явлений и закономерностей, расширения базовых знаний, развития практических
умений и навыков в современной биологии.
Актуальность реализации программы
Программой предусмотрено формирование современного теоретического
уровня

знаний,

а

также

практического опыта

работы с лабораторным

оборудованием, овладение приемами исследовательской деятельности. Методы
организации

образовательной

и

научно-исследовательской

деятельности

предусматривают формирование у обучающихся нестандартного творческого
мышления, свободы самовыражения и индивидуальности суждений.
Для полного учета потребностей обучающихся в программе используется
дифференцированный подход, что стимулирует обучающегося к увеличению
потребностивиндивидуальной,интеллектуальнойипознавательнойдеятельности
иразвитиюнаучно-исследовательскихнавыков.Программастанетвостребованной в
первую

очередь

обучающимися,

которые

имеют

стойкий

интерес

и

соответствующую мотивацию к изучению предметов естественно-научного
цикла, естественных наук и технологий.
В настоящее время биологическое образование должно обеспечить
выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную
грамотность.

3

Знания в области основных биологических законов, теорий и идей
формируют нравственные нормы и принципы отношения к живой природе. В
качестве

ценностных ориентиров биологического образования

выступают

объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется
ценностноеотношение.Приэтомведущуюрольиграютпознавательныеценности, так
как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла,
главная цель которых заключается в изучении современных способов решения
глобальных

проблем

современности.

Программа

преследует

не

только

образовательные, но и воспитательные цели, поскольку она способствует
формированию экологического и биотехнологичного мышления у подрастающего
поколения.
Варианты реализации программы и формы проведения занятий
Реализация программы предполагает использование форм работы, которые
предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание
индивидуальной
деятельность.

и

групповой

Таким

образом,

работы,

проектную

вовлеченность

и

исследовательскую

обучающихся

в

данную

деятельность позволит обеспечить их самоопределение, расширить зоны поиска
своих

интересов

в

различных

сферах

естественно-научных

знаний,

переосмыслить свои связи с окружающими, свое место среди других людей. В
целом реализация программы вносит вклад в нравственное и социальное
формирование личности.
Программа может быть реализована в работе с обучающимися 10 и 11
классов,
Программа курса рассчитана на 68 часов в течение двух лет,1 час в неделю,
в рамках которых предусмотрены такие формы работы, как беседы, дискуссии,
мастер-классы,

экскурсии

на

производство,

анализ

кейсов,

встречи

с

представителями разных профессий, профессиональные пробы, коммуникативные
и деловые игры, консультации педагога и психолога.

4

Взаимосвязь с федеральной рабочей программой воспитания
Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей
программы воспитания, учитывает психолого- педагогические особенности
данных возрастных категорий. Это позволяет на практике соединить обучающую
и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на
интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребенка. Это
проявляется в:
 воспитании осознанной экологически правильной мотивации в поведении
и деятельности через формирование системы убеждений, основанных на
конкретных знаниях;
 становлении личности обучающихся как целостной, находящейся в
гармонии с окружающим миром, способной к решению экологических проблем;
 приоритете личностных результатов реализации программы, нашедших
свое отражение и конкретизацию в федеральной рабочей программы воспитания.
Особенности работы педагога по программе
Задача педагога состоит в том, чтобы сопровождать процесс
профессиональной ориентации обучающихся, раскрывая потенциал обучающихся
через вовлечение в многообразную деятельность, организованную в разных
формах.
При этом результатом работы педагога в первую очередь является
личностное развитие ребенка. Личностных результатов педагог может достичь,
увлекая ребенка совместной и интересной им обоим деятельностью, устанавливая
во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу, насыщая
занятия ценностным содержанием. Кроме того, программа предусматривает
организацию экскурсий, просмотр фильмов и записей ТВ-программ.
При изучении обучающимися программы педагог основывается на
нескольких основополагающих принципах обучения:
 принцип интегративного подхода к обучению. Этот принцип имеет
первостепенное значение, так как усвоение получаемых знаний по биотехнологии
предполагает тесную взаимосвязь разных уровней. Первый уровень –
межпредметный– предполагает взаимосвязь биологии с курсом по химии. Второй
уровень

–

предметный

–

обусловлен

взаимопроникновением

разных

биологических курсов (ботаники,зоологии,физиологи и других) в процессе

5

становления и изучения биотехнологии. Кроме того, логика освоения материала
программы предполагает движение от общего к частному и, на новом уровне,
возвращение от частного к общему.
 Принцип наглядности;
 Принцип доступности;
 Принцип осознанности.
Примерная схема проведения занятий по программе может быть такой:
1. Объяснениетеоретическогоматериалапотеме.
2. Подготовка к лабораторному или практическому занятию,о бсуждение
объектов для практического занятия.
3. Проведение

практического

занятия

–

основная

задача

освоение

методологии данного эксперимента.
4. Анализ результатов эксперимента.

6

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
В сфере гражданского воспитания:
 готовность к совместной творческой деятельности при выполнении
биологических экспериментов;
 способность определять собственную позицию по отношению к явлениям
современной жизни и объяснять ее;
 готовность к сотрудничеству в процессе совместного выполнения учебных,
познавательных и исследовательских задач, уважительному отношения к
мнению оппонентов при обсуждении спорных вопросов биологического
содержания;
в сфере патриотического воспитания:
 ценностное отношение к природному наследию и памятникам природы,
достижениям России в науке;
 способность оценивать вклад российских ученых в становление и развитие
биологии, понимание значения биологии в познании законов природы, в
жизни человека и современного общества;
в сфере духовно-нравственного воспитания:
 способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
 осознаниеличноговкладавпостроениеустойчивогобудущего;
в сфере эстетического воспитания:
 пониманиеэмоциональноговоздействияживойприродыиееценность;
в сфере физического воспитания:
 пониманиеценностиздоровогоибезопасногообразажизни;
 осознаниепоследствийинеприятиевредныхпривычек(употреблениеалкоголя,
наркотиков, курения);

7

в сфере трудового воспитания:
 готовность к активной деятельности биологической и экологической
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность;
 интерес к практическому изучению профессий,связанныхсбиологией;
 готовность и способностькобразованиюи самообразованию напротяжении
всей жизни;
в сфере экологического воспитания:
 экологически целесообразное отношение к природе как источнику жизни на
Земле, основе ее существования;
 повышение уровня экологической культуры: приобретение опыта
планированияпоступковиоценкиихвозможныхпоследствий для окружающей
среды;
 способностьиспользоватьприобретаемыеприизучениибиологиизнания
и
умения
при
решении
проблем,
связанных
с
рациональным
природопользованием (соблюдение правил поведения в природе,
направленных на сохранение равновесия в экосистемах, охрану видов,
экосистем, биосферы);
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей природной
среде, умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий и предотвращать их;
в сфере научного познания:
 пониманиеспецификибиологиикакнауки,осознаниееероли в формировании
рационального
научного
мышления,
создание
целостного
представленияобокружающеммирекакоединствеприроды,человека
и
общества, в познании природных закономерностей и решении проблем
сохранения природного равновесия;
 убежденность в значимости биологии для современной цивилизации:
обеспечение нового уровня развития медицины; создание перспективных
биотехнологий, способных решать ресурсные проблемы развития
человечества;поискпутейвыходаизглобальныхэкологическихпроблем
и
обеспечение перехода к устойчивому развитию, рациональному
использованию природных ресурсов и формированию новых стандартов
жизни;

8

 заинтересованность в получении биологических знаний в целях повышения
общей культуры, естественно-научной грамотности как составной части
функциональной грамотности обучающихся, формируемой при изучении
биологии;
 понимание сущности методов познания, используемых в естественных
науках,способностьиспользоватьполучаемыезнаниядляанализа
иобъясненияявленийокружающегомираипроисходящихвнемизменений;
умениеделатьобоснованныезаключениянаосновенаучныхфактови
имеющихся данных с целью получения достоверных выводов;
 способностьсамостоятельноиспользоватьбиологическиезнаниядля решения
проблем в реальных жизненных ситуациях;
 осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
 готовностьиспособностькнепрерывномуобразованиюисамообразованию,
кактивномуполучениюновыхзнанийпобиологиивсоответствии

с

жизненными потребностями.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
Базовые логические действия:
 самостоятельноформулироватьиактуализироватьпроблему,рассматривать ее
всесторонне;
 использоватьприосвоениизнанийприемылогическогомышления(анализа,
синтеза,

сравнения,

классификации,

обобщения),

раскрывать

смысл

биологических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать
связи с другими понятиями);
 определять цели деятельности, задавая параметры и критерии их
достижения, соотносить результаты деятельности с поставленными целями;
 использовать биологические понятия для объяснения фактов и явлений
живой природы;
 строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии),
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях,
формулировать выводы и заключения;
9

 применять схемно-модельные средства для представления существенных
связей и отношений в изучаемых биологических объектах, а также
противоречий разного рода, выявленных в различных информационных
источниках;
базовые исследовательские действия:
 владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыкамиразрешенияпроблем;способностьюиготовностью
самостоятельному

поиску

методов

решения

к

практических

задач,

применению различных методов познания;
 использоватьразличныевидыдеятельностипополучениюновогознания,его
интерпретации, преобразованию и применению в учебных ситуациях, в том
числе при создании учебных и социальных проектов;
 формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией,
ключевыми понятиями и методами;
 ставить

и

формулировать

собственные

задачи

в

образовательной

деятельности и жизненных ситуациях;
работа с информацией:
 ориентироваться в различных источниках информации (тексте учебного
пособия,научно-популярнойлитературе,биологическихсловарях

и

справочниках, компьютерных базах данных, в Интернете), анализировать
информациюразличныхвидовиформпредставления,критическиоценивать ее
достоверность и непротиворечивость;
 формулироватьзапросыиприменятьразличныеметодыприпоискеиотборебио
логическойинформации,необходимойдлявыполненияучебных задач;
 самостоятельно

выбирать

оптимальную

форму

представления

биологической информации(схемы,графики,диаграммы,таблицы,рисунки и
др.);
 использоватьнаучный язык вкачестве средства при работес биологической
информацией: применять химические, физические и математические
знакиисимволы,формулы,аббревиатуру,номенклатуру,использоватьи
преобразовывать знаково-символические средства наглядности;

10

в сфере овладения универсальными коммуникативными действиями:
общение:
 осуществлятькоммуникациивовсехсферахжизни;активноучаствоватьв
диалоге или дискуссии по существу обсуждаемой темы (умение задавать
вопросы, высказывать суждения относительно выполнения предлагаемой
задачи, учитывать интересы и согласованность позиций других участников
диалога или дискуссии);
 развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием
языковых средств;
совместная деятельность:
 выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;
 приниматьцелисовместнойдеятельности,организовыватьикоординировать
действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с
учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
 предлагать новые проекты, оценивать
оригинальности, практической значимости;

идеи

с

позиции

новизны,

 осуществлятьпозитивноестратегическоеповедениевразличныхситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть инициативным;
в сфере овладения универсальными регулятивными действиями:
самоорганизация:
 использоватьбиологическиезнаниядлявыявленияпроблемиихрешения
жизненных и учебных ситуациях;

в

 выбирать на основе биологических знаний целевые и смысловые установки
в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему
здоровью и здоровью окружающих;
 расширятьрамкиучебногопредметанаосновеличных предпочтений;
 делатьосознанныйвыбор,аргументироватьего,братьответственность
решение;

за

самоконтроль:
 даватьоценкуновымситуациям,вноситькоррективывдеятельность,оценивать
соответствие результатов целям;
 принимать мотивы
деятельности;

и аргументы

других

при

анализе

результатов

11

эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
 саморегулирования, включающего самоконтроль, умение
ответственностьзасвоеповедение,способностьадаптироваться

принимать
к

эмоциональным изменениям и проявлять гибкость;
 внутреннеймотивации,включающейстремлениекдостижениюцелии успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей;
принятие себя и других:
 приниматьсебя,понимаясвоинедостаткиидостоинства;
 признаватьсвоеправоиправодругихнаошибки.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
 умение владеть системой биологических знаний, которая включает
основополагающиебиологическиетерминыипонятия(жизнь,клетка,ткань,
орган, организм, вид, популяция, биосинтез белка, наследственность,
изменчивость, рост и развитие и др.);
 владение системой знаний об основных методах научного познания,
используемых в биологических исследованиях живых объектов и экосистем
(описание,измерение,проведениенаблюдений);способамивыявленияи
оценки антропогенных изменений в природе;
 умение устанавливать взаимосвязи между строением и функциями: клеток
разныхтканей;органамиисистемамиоргановурастений;
этапамиклеточногоциклаижизненныхцикловорганизмов;генотипом
и
фенотипом;
 умение решать поисковые биологические задачи; выявлять причинноследственные связи между исследуемыми биологическими объектами,
процессами и явлениями; делать выводы и прогнозы на основании
полученных результатов;
 умениевыдвигатьгипотезы,проверятьихэкспериментальнымисредствами,
формулируяцельисследования;анализироватьполученныерезультатыи
делать выводы;
 умение оценивать этические аспекты современных исследований в области
биотехнологии игенетических технологий(направленноеизменениегенома и
создание трансгенных организмов);
12

 умение мотивировать свой выбор будущей профессиональной деятельности
в области биологии, медицины, биотехнологии, сельского хозяйства;
углублять познавательный интерес, направленный на осознанный выбор
соответствующейпрофессииипродолжениебиологическогообразования
в
организациях среднего профессионального и высшего образования.

13

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Модуль«Агротехнологии настоящего и будущего».10класс(34ч)
1. Биотехнология как наука (4ч)
История возникновения науки, основные разделы, связь биотехнологии с
другими науками (биологией, ботаникой, зоологией, микробиологией, биохимией,
физиологией,
генетикой,
медициной)
и
отраслями
промышленности
(пищевая,легкая),сельскогохозяйства(животноводство,растениеводство)
и
здравоохранением, известные вузы и НИИ, связанные с биотехнологией:
 Федеральное
государственное
учреждение
«Федеральный
исследовательский центр «Фундаментальные основы биотехнологии» Российской
академии наук» (ФИЦ Биотехнологии РАН)1;
 Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
«Всероссийский научно-исследовательский институт сельскохозяйственной
биотехнологии» (ФГБНУ ВНИИСБ)2;
 Федеральное
государственное
бюджетное
научное
учреждение
«ФедеральныйисследовательскийцентрВсероссийскийинститутгенетических
ресурсов растений имени Н.И. Вавилова» (ФГБНУ ФИЦ ВИР)3;
 Федеральное
государственное
бюджетное
научное
учреждение
«Всероссийский научно-исследовательский институт сельскохозяйственной
микробиологии» (ФГБНУ ВНИИСХМ)4;
 Федеральное
государственное
бюджетное
научное
учреждение
«Федеральный исследовательский центр Институт цитологии и генетики
Сибирского отделения Российской академии наук» (ФГБНУИЦиГ СО РАН) 5;
Федеральноегосударственноеучреждение«Федеральныйисследовательскийцентр
«Фундаментальные основы биотехнологии» Российской академии наук» (ФИЦ Биотехнологии
РАН): официальный сайт. – URL: http:/www.fbras.ru
2
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Всероссийский научноисследовательский институт сельско-хозяйственной биотехнологии» (ФГБНУ ВНИИСБ):
официальный сайт. – URL: http:/www.vniisb.ru
3
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный
исследовательский центр Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени Н.И.
Вавилова» (ФГБНУ ФИЦ ВИР): официальный сайт. – URL: http:/www.vir.nw.ru
4
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Всероссийский научноисследовательский институт сельско-хозяйственной микробиологии» (ФГБНУ ВНИИСХМ):
официальный сайт. – URL: http:/www.arriam.ru
5
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный
исследовательский центр Институт цитологии и генетики Сибирского отделения Российской
академии наук» (ФГБНУИЦиГ СО РАН): официальный сайт. – URL: http:/www.bionet.nsc.ru
1

14

 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования «Московский физико-технический институт) национальный
исследовательский центр» (ФГАОУ ВО МФТИ)1;
 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшегообразования«Московскийгосударственныйуниверситетимени
М.В.
Ломоносова» (ФГБОУ ВО МГУ)2;
 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет»
(ФГБОУ ВО СПбГУ)3;
 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего

образования

«Новосибирский

национальный

исследовательский

государственный университет» (ФГАОУ ВО НГУ)4;
 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Российский государственный аграрный университет –
МСХАимениК.А.Тимирязева»(ФГБОУВОРГАУ-МСХАимени К.А. Тимирязева)5;
 Автономная некоммерческая образовательная организация высшего
образования «Научно-технологический университет «Сириус» (НТУ «Сириус»)6.
Современные
направления
развития
агробиотехнологий.
Методы
биотехнологии в науке и практике. Демонстрация видеороликов7.

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего
образования «Московский физико-технический институт) национальный исследовательский
центр» (ФГАОУ ВО МФТИ): официальный сайт. – URL:http:/www.mipt.ru
2
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»:
официальный сайт. – URL: http:/www.msu.ru
3
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Санкт-Петербургский государственный университет» (ФГБОУ ВО СПбГУ):
официальный сайт. – URL: http:/www.spbu.ru
4
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего
образования«Новосибирскийнациональныйисследовательскийгосударственныйуниверситет»
(ФГАОУ ВО НГУ): официальный сайт. – URL: http:/www.nsu.ru/n
5
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А.
Тимирязева» (ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева): официальный сайт. – URL:
http:/www.timacad.ru/
6
Автономнаянекоммерческаяобразовательнаяорганизациявысшегообразования
«Научно-технологический университет «Сириус» (НТУ «Сириус»): официальный сайт. – URL:
http:/www.siriusuniversity.ru/
7
См. приложение.
1

15

Лабораторные и практические работы
Исследовательская работа «Создание биологически активных добавок и
витаминов».
Исследовательская работа «Выведение новых сортов растений, пород
животных с заданными свойствами».
Исследовательская работа «Создание бактерий, способных перерабатывать
нефть и устранять последствия ее разливов: плюсы и минусы».
Экскурсия («Биотехнология: наука и жизнь») в вуз или НИИ.
2. Общие понятия биотехнологии(2ч)
Понятие биотехнологии. Зачем человеку биотехнологии, в чем их
преимущество перед химическим синтезом. Основные объекты биотехнологии:
промышленные микроорганизмы, клетки и ткани растений, животных.
Лабораторные и практические работы
Практическая работа «Примеры применения биологических объектов в
твоей жизни».
3. Особенности агробиотехнологии(4ч)
Цели и задачи агробиотехнологии. Основные объекты агробиотехнологии.
Биотехнологические подходы для надежного сохранения коллекций генетических
ресурсоврастенийиживотных.Понятияополевых,invitroикриоколлекциях.Рост
и
развитие живого объекта в замкнутой системе в контролируемых условиях: как
это возможно.
Основные помещения для полноценной работы лаборатории биотехнологии
(ламинарнаякомната,световая,автоклавнаякомнаты,помещениедля приготовления
питательных сред, моечная): их функционал и особенности.
Основные приборы для организации лаборатории биотехнологии, их
функции и возможности (автоклав, сухожаровой шкаф, дистиллятор, рН-метр,
весы, ламинар-бокс, стерилизатор инструментов, световая установка,
климатическая камера, УФ-ионизатор, холодильники для хранения питательных
сред и др.). Инструменты для применения методов биотехнологии растений
(препаровальная игла, скальпель, пинцет, ножницы). Основы техники
безопасности при работе с приборами. Основные приборы для организации
лаборатории биотехнологии: автоклав, сухожаровой шкаф, дистиллятор, рН-метр,
весы,ламинар-бокс,стерилизаторинструментов,световаяустановка,
16

климатическая камера, УФ-ионизатор, холодильники для хранения питательных
сред и др. Инструменты для применения методов биотехнологии растений:
препаровальная игла, скальпель, пинцет, ножницы.
Лабораторные и практические работы
Практическая работа «Культурное растение в культуральном сосуде: опиши
растение в пробирке».
Исследовательская работа «Рост черенков растений в воде с разным уровнем
рН».
4. Культура клеток и тканей(8ч)
Методыкультурыклетокитканейвселекции.Каллуснаякультура.Культура
клеток и агрегатов клеток. Культура протопластов. Получение соматических
гибридов методом слияния изолированных протопластов.
Клеточнаяселекция.Использованиегаплоидиивселекции.
Примеры применения культур клеток и тканей в научных исследованиях ив
практикеразличных НИИ: знакомство с литературой – научнымипубликациями по
разным объектам (микробы, растения, животные).
Характеристика клеток, культивируемых in vitro. Морфогенетические пути
развития клетки in vitro.
Известные коллекции биотехнологических объектов – их роль, задачи,
состав, примеры (in vitro коллекции растений, коллекции штаммов
микроорганизмов. Семинар по прочитанной литературе, доклады обучающихся).
Биотехнология производства культуры клеток, тканей и органов растений.
Лабораторные и практически еработы
Практическая работа «Протопласты клеток».
Исследовательская работа «Существующие коллекции клеток и штаммов в
России и их роль в развитии генетических технологий».
Исследовательская работа «Г.Д.Карпеченко как генетик-экспериментатор и
биотехнолог».
5. Питательные среды для агробиотехнологий(2 ч)
Макро-имикроэлементы,источникиуглеводов,витамины,желирующие агенты.
Типы питательных сред – жидкие и твердые.
Питательные среды для биотехнологии растений. Разработка новых
питательныхсред,втомчислевключающихбиостимуляторыидругиерегуляторы
17

роста.

Методы

питательных

оптимизации

сред

питательных

(макроэлементы,

сред.

Основные

микроэлементы,

компоненты

источники

углерода,

витамины, желирующие агенты, регуляторы роста). Уровень рН питательной
среды и его влияние на развитие растений. Весы, рН-метр.
Лабораторные и практические работы
Лабораторная работа «Питательные среды и условия культивирования,
культуры растительных клеток и тканей».
Практическая работа «Приготовление стоковых (маточных) растворов
макро- и микроэлементов питательной среды по прописи Мурасиге и Скуга».
Практическая работа «Приготовление питательных сред для введения
в культуру in vitro».
6. Регуляторы роста как факторы успеха биотехнологии растений(4ч)
Рост

и

развитие

растений.

Остальные

этапы

онтогенеза.

Общие

закономерности роста растений.
Основные классы фитогормонов(ауксины,цитокинины,гиббереллины, АБК,
этилен и др.) и их функции на разных этапах развития растения.
Известные генетические механизмы, контролирующие рост и развитие
растений.
Эндогенныеиэкзогенныерегуляторыростарастенийвпробирке.
Лабораторные и практические работы
Лабораторная работа «Фенотипическая оценка роста и развития растений в
зависимости от наличия фитогормонов в питательной среде».
7. Биотехнология растений(10ч)
Возможности применения агробиотехнологий в селекции,семеноводстве и
питомниководстве.
Болезни и иммунитет растений: отН.И.Вавилова до современности.
Ускоренная и традиционная селекция: сокращаем сроки получения новых
сортов. Основные методы селекции. Гибридизация. Формы отбора. Основные
направленияселекции:улучшениеурожайности,устойчивостикбиотическими
абиотическим факторам.
Оздоровление растений от вирусов с помощью методов биотехнологии:
методыкультурыапикальныхмеристем,термотерапии,хемотерапии,криотерапии
18

икомплекснойтерапии.Получениеоздоровленногопосадочногоматериала–
клубнейкартофеляисаженцевплодовыхкультур.
Культивирование растительного материала в культуре in vitro: основные
принципы и модели культивирования. Каллусогенез, суспензионные культуры
растений. Микроразмножение растений. Экономический эффект от внедрения
методов биотехнологии в растениеводство.
Криохранениерастений.Криопротекторы.Посткриогеннаярегенерация.
Биологические средства защиты растений: преимущества и перспективы
применения. Термос и сосуд Дьюара с жидким азотом, криопробирки.
Лабораторные и практические работы
Практическая работа «Размножение плодовых растений черенкованием и
микроразмножением – пример малины (или земляники, ежевики, смородины)».
Практическая работа «Введение растений в культуру in vitro и поддержание
чистой культуры эксплантов».
Практическая работа «Размножение картофеля в пробирке».
Исследовательская

работа

«Как

получают

потомство

вегетативно

размножаемых культур если не семенами?»
Исследовательская

работа

«Выращивание

растений

в

пробирке».

Исследовательская работа «Как божья коровка урожай спасала–
о современных способах биологической защиты растений».
Модуль «Современные биотехнологии в селекции».11класс(34ч)
1. Генетические ресурсы России(6ч)
Стратегиисохранениягенетическихресурсов.Сохранениерастенийinsitu
иexsitu.
Биоресурсные коллекции России. Коллекция генетических ресурсов
растений ВИР. Гербарий БИН. Коллекция генетических ресурсов животных
ВНИИГРЖ. Коллекции
видеороликов1.

клеток

и

штаммов

ВНИИСХМ.

Демонстрация

Лабораторные и практические работы
Исследовательская работа «По материалам форума «Генетические ресурсы
России» (выбрать любой доклад и подготовить по нему сообщение).
1

См. приложение.
19

2. Основы генетики и селекции(8ч)
Наследственность и изменчивость–основные свойства живых организмов.
Изменчивость мутационная и модификационная.
Ген – материальный носитель наследственности и изменчивости.
Нуклеиновые кислоты. Локализация генетического материала в клетке. Деление
клеток.РепликацияДНК.Основнаядогмамолекулярнойбиологии.Транскрипция.
Трансляция. Мутации.
Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И. Вавилова
в 1920 и 2020 гг. Демонстрация видеороликов1.
Лабораторные и практические работы
Практическая работа «Модификационная изменчивость в природе»(собрать
и сравнить листья, цветки с одного растения и/или с разных).
Исследовательская работа «ГМО–это мутации или модификации?»
3. Инженерия в биологии растений(15ч)
Клеточная и генная инженерия растений для развития селекции.
Природно-трансгенные растения.
Растения-биофабрики.
Биотехнологические методы в селекции растений.
Генетическое редактирование культурных растений. Чем генетическое
редактирование отличается от генетической модификации.
Поиск новых генов-мишеней:существующие методики. Проведение in silico
анализа.
Генная инженерия зерновых культур. Генная инженерия хлопчатника.
Генная инженерия томата. Генная инженерия сои. Генная инженерия плодовых
культур. Генная инженерия картофеля. Демонстрация видеороликов2.
Лабораторные и практические работы
Практическая работа «Проведение in silico анализа для поиска новых геновмишеней для редактирования культурного растения (на выбор)».
4. Инженерия в биологии животных(5ч)
Современные методы в животноводстве:
химерные животные, клонирование.
1
2

трансплантация

эмбрионов,

См. приложение.
См. приложение.
20

Генная инженерия в животноводстве.
Лабораторные и практические работы
Практическая работа «Проведение in silico анализа для поиска новых геновмишеней для редактирования животного» (на выбор).
Исследовательская
и против».

работа «Генная инженерия животных: аргументы за

21

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Модуль «Агротехнологии настоящего и будущего». 10 класс
Темы занятий

Количество часов
Контрольные
Практические и
всего
работы
исследовательс
кие работы

1. Биотехнология как наука

4

0

3

2. Общие понятия
биотехнологии
3. Особенности
агробиотехнологии
4. Культура клеток и
тканей
5. Питательные среды для
агробиотехнологий
6. Регуляторы роста как
факторы успеха
биотехнологии растений
7. Биотехнология растений

2

0

1

4

0

2

8

0

3

2

0

1

4

0

3

10

0

6

ИТОГО

34

0

19

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

https://lesson.edu.ru/
06/10
https://lesson.edu.ru/
06/10
https://lesson.edu.ru/
06/10
https://lesson.edu.ru/
06/10
https://lesson.edu.ru/
06/10
https://lesson.edu.ru/
06/10
https://lesson.edu.ru/
06/10

Модуль «Современные биотехнологии в селекции». 11 класс
Темы занятий

1. Генетические ресурсы
России
2. Основы генетики и
селекции
3. Инженерия
в биологии растений
4. Инженерия
в биологии животных
ИТОГО

Количество часов
Контрольные
Практические и
всего
работы
исследовательс
кие работы

6

0

1

8

0

2

15

0

1

5

0

2

34

0

6

Электронные
(цифровые)образовательны
е ресурсы

https://lesson.edu.ru/0
6/11
https://lesson.edu.ru/0
6/11
https://lesson.edu.ru/0
6/11
https://lesson.edu.ru/0
6/11

22

Количество

Темы занятий

часов

Основное содержание

Виды деятельности обучающихся

Модуль «Агротехнологии настоящего и будущего». 10 класс (34 часа)
1.Биотехнология как наука

4

История возникновения науки,

Раскрывать содержание терминов

Основные разделы, связь
биотехнологии с другими науками
(биологией,ботаникой, зоологией,

и понятий: наука, биотехнология,
агробиотехнологии.
Описывать процесс выполнения

микробиологией,биохимией,
физиологией,генетикой,

исследований и прогнозировать
результаты экспериментов.

медициной) и отраслями
промышленности(пищевая,легкая),
сельского хозяйства

Характеризовать основные научные
школы в области биотехнологии.
Различать разделы биотехнологии

(животноводство,растениеводство)

как науки.

издравоохранением,известные
Вузы и НИИ, связанные

Сравнивать связь биотехнологии
с различными отраслями науки и

С биотехнологией:

промышленности.

ФИЦБиотехнологииРАН,

Выявлять различия между

ФГБНУВНИИСБ,

разделами биотехнологии.

ФГБНУФИЦ ВИР,
ФГБНУВНИИСХМ,

Формулировать и объяснять
Принцип развития науки

23

Темы занятий

Количество
часов

Основное содержание

Виды деятельности обучающихся

ФГБНУИЦиГСОРАН,
ФГАОУ ВО МФТИ,

биотехнологии.
Выполнение предложенных

ФГБОУ ВО МГУ,

исследовательских работ:

ФГБОУ ВО СПбГУ,
ФГАОУ ВО НГУ,

«Создание биологически активных
добавок и витаминов»,«Выведение

ФГБОУВОРГАУ–МСХАимени

новых сортов растений, пород

К.А. Тимирязева.

животных с заданными
Современные направления развития свойствами», «Создание бактерий,
агробиотехнологий. Методы
биотехнологии в науке и практике

способных перерабатывать нефть
и устранять последствия ее
разливов: плюсы и минусы».
Экскурсия «Биотехнология: наука

2.Общие понятия
биотехнологии

2

Понятие биотехнологии. Зачем
человеку биотехнологии,в чём их
преимущество перед химическим

и жизнь» в вуз или НИИ
Раскрывать содержание терминов
и понятий: объекты биотехнологии,
клетки и ткани растений, животных,

синтезом. Основные объекты

микроорганизмы.

биотехнологии: промышленные
микроорганизмы, клетки и ткани

Описывать процесс
биотехнологического производства.

растений, животных.

Характеризовать различные

Практическая работа«Примеры

объекты биотехнологий.
24

Темы занятий

Количество
часов

Основное содержание

Виды деятельности обучающихся

применения биологических

Различать промышленные

объектов в твоей жизни»

микроорганизмы, клетки и ткани
растений, животных как
биотехнологические объекты.
Сравнивать между собой процессы
химического синтеза и
биотехнологии.
Выявлятьнаиболееэффективные
объекты биотехнологии.
Характеризовать особенности
строения и функции различных
биологических объектов.
Формулировать и объяснять
принцип работы
биотехнологического производства
выбранной группы веществ/
материалов

3. Особенности
агробиотехнологии

4

Цели и задачи агробиотехнологии.

Раскрывать содержание

Основные объекты
агробиотехнологии.

терминов и понятий: сохранение
растенийи животных, виды

Биотехнологические подходы

коллекций
генетическогоразнообразия.
25

Темы занятий

Количество
часов

Основное содержание

Виды деятельности обучающихся

для надежного сохранения

Описыватьпроцесссохранения и

коллекцийгенетическихресурсов
растений и животных. Понятия
ополевых,invitro

размножения растений
вконтролируемыхусловияхсреды.
Характеризоватьфазыроста

икриоколлекциях.Ростиразвитие

иразвитиярастенийвзамкнутой

живого объекта в замкнутой

системе.

системе в контролируемых
условиях: как это возможно.
Основные помещения

Различатьпреимущества
инедостаткиразличныхтипов
коллекций.

дляполноценнойработы
лаборатории биотехнологии
(ламинарная комната, световая,

Сравниватьэтапыработы
в лаборатории биотехнологии.
Выявлятьнаиболееэффективные

автоклавнаякомнаты,помещение
для приготовления питательных
сред, моечная): их функционал

приёмыдлясохраненияобразцов
растений и животных.
Характеризоватьособенности

и особенности.
Основные приборы
для организации

строенияифункцииобразцов
растений.
Формулировать
и
объяснять

лаборатории биотехнологии,

принципкриоконсервациирастений

их функциии возможности
(автоклав,
сухожаровой шкаф, дистиллятор,
26

Темы занятий

Количество
часов

Основное содержание

Виды деятельности обучающихся

рН-метр, весы, ламинар-бокс,
стерилизатор инструментов,
световая установка,климатическая
камера, УФ-ионизатор,
холодильники для хранения
питательных сред и др.).
Инструменты для применения
методов биотехнологии растений
(препаровальная игла, скальпель,
пинцет,ножницы).Основы техники
безопасности при работе
с приборами. Основные приборы
для организации лаборатории
биотехнологии: автоклав,
сухожаровой шкаф, дистиллятор,
рН-метр, весы, ламинар-бокс,
стерилизатор инструментов,
световая установка, климатическая
камера, УФ-ионизатор,
холодильники для хранения
питательных сред и др.

27

Темы занятий

Количество
часов

Основное содержание

Виды деятельности обучающихся

Инструменты для применения
методов биотехнологии растений:
препаровальная игла, скальпель,
пинцет, ножницы.
Практическая работа«Культурное
растение в культуральном сосуде:
опиши растение в пробирке».
Исследовательская работа «Рост
черенков

растений в воде с

разным уровнем рН»
4.Культура клеток и тканей

8

Методы культуры клеток и тканей
в селекции. Каллусная культура.

Раскрывать содержание терминов
и понятий: каллус, протопласт,

Культура клеток и агрегатов клеток. соматический гибрид, гаплоид,
Культура протопластов. Получение
соматических гибридов методом

штамм.
Описывать процесс

слияния изолированных
протопластов.

культивированияклетокитканей

гаплоидии в селекции.
Примеры применения культур

культивированияклетокитканей
растений и животных.

клеток и тканей в научных

Выявлятьнаиболееэффективные

растений и животных.
Клеточная селекция. Использование Характеризовать разные этапы

28

Темы занятий

Количество
часов

Основное содержание

Виды деятельности обучающихся

исследованиях и в практике

методы культивирования клеток

различных НИИ: знакомство
с литературой – научными
публикациями по разным объектам

и тканей растений, животных,
микроорганизмов.
Характеризоватьособенности

(микробы, растения, животные).

строения и функции клеток

Характеристика клеток,

итканейрастений,животных,

культивируемых in vitro.
Морфогенетические пути развития
клетки in vitro.

микроорганизмов.
Формулировать и объяснять
принципвыживаемости,роста

Известные коллекции
биотехнологических объектов –
ихроль,задачи,состав,примеры

иразвитиякультивируемыхклеток и
тканей

(in vitro коллекции растений,
коллекции штаммов
микроорганизмов. Семинар
по прочитанной литературе,
доклады обучающихся).
Биотехнология производства
культуры клеток, тканей и органов
растений.

29

Темы занятий

Количество
часов

Основное содержание

Виды деятельности обучающихся

Практическая работа «Протопласты
клеток».
Исследовательская работа
«Существующие коллекции клеток
и штаммов в России и их роль
в развитии генетических
технологий».
Исследовательская работа
«Г.Д. Карпеченко как генетик5. Питательные среды
для агробиотехнологий

2

экспериментатор и биотехнолог»
Макро- и микроэлементы,
источники углеводов, витамины,

Раскрывать содержание терминов
и понятий: питательная среда,

желирующие агенты. Типы
питательных сред – жидкие
и твердые.

компоненты питательной среды,
рН раствора.
Описывать процесс приготовления

Питательные среды
для биотехнологии растений.
Разработка новых питательных

питательных сред для разных
объектов.
Характеризовать процесс

сред, в том числе включающих

приготовленияпитательныхсред

биостимуляторы и другие

в зависимости от выбранного

регуляторы роста.Методы

объектаисследования.

30

Темы занятий

Количество
часов

Основное содержание

Виды деятельности обучающихся

оптимизации питательных сред.
Различать типы питательных сред
Основные компоненты питательных в зависимости от задачи
сред (макроэлементы,

культивирования.

микроэлементы, источники
углерода, витамины, желирующие

Сравнивать растворимость веществ
во время приготовления

агенты, регуляторы роста).

питательных сред. Сравнивать типы

Уровень рН питательной среды

питательных сред в зависимости
и его влияние на развитие растений. От их состава.
Весы, рН-метр.
Лабораторная работа«Питательные

Выявлять наиболее важные
компонентыпитательнойсреды

среды и условия культивирования,

и прогнозировать эффект

культуры растительных клеток
и тканей».
Практическая работа

отнехваткикаждого из
компонентов.
Характеризовать функции

«Приготовление стоковых
(маточных) растворов макро- и

компонентов питательных сред.
Формулировать и объяснять

микроэлементов питательной среды принципкультивированиярастений
по прописи Мурасиге и Скуга».
на питательных средах различного
Практическая работа
состава
«Приготовление питательных сред
для введения в культуру in vitro»
31

Темы занятий
6. Регуляторы роста как
факторы успеха
биотехнологии растений

Количество
часов
4

Основное содержание

Виды деятельности обучающихся

Рост и развитие растений.
Остальные этапы онтогенеза.

Раскрывать содержание терминов
и понятий: фитогормоны,

Общие закономерности роста

регуляторы роста растений.

растений.
Основные классы фитогормонов

Описывать процесс роста
и развития растений.

(ауксины, цитокинины,

Характеризовать процесс роста

гиббереллины,АБК,этиленидр.) и
их функции на разных этапах

и развития растений в зависимости
от генотипа и окружающих

развития растения.
Известные генетические

условий.
Различать функции регуляторов

механизмы, контролирующие рост

роста.

и развитие растений.

Сравниватьфункциирегуляторов
роста.
Выявлять функции регуляторов

Эндогенные и экзогенные
регуляторы роста растений
в пробирке.
Лабораторная работа
«Фенотипическая оценка роста
и развития растений в зависимости
от наличия фитогормонов
в питательной среде»

роста по предложенным эффектам.
Характеризовать особенности
строения и функции различных
фитогормонов.
Формулировать и объяснять
принципвоздействияфитогормонов
на рост и развитие растений
32

Темы занятий
7.Биотехнология растений

Количество
часов
10

Основное содержание
Возможности применения
агробиотехнологий в селекции,

Виды деятельности обучающихся
Раскрывать содержание терминов
и понятий: селекция,

семеноводстве и питомниководстве. семеноводство,питомниководство,
Болезни и иммунитет растений:
от Н.И.Вавилова до современности.

микроразмножение растений,
оздоровление растений.

Ускоренная и традиционная

Описывать процесс

селекция: сокращаем сроки
получения новых сортов. Основные

микроразмножения растений,
создания нового исходного

методы селекции. Гибридизация.
Формы отбора. Основные

материала для селекции, отбора,
оздоровлениярастенийиполучения

направления селекции: улучшение

оздоровленного посадочного

урожайности, устойчивости

материала.

к биотическим и абиотическим
факторам.

Характеризовать процесс
ускоренной и традиционной

Оздоровление растений от вирусов селекции,микроразмножения,
с помощью методов биотехнологии: оздоровления растений.
методы культуры апикальных

Различать методы селекции,

меристем, термотерапии,
хемотерапии, криотерапии

способыоздоровлениярастений.
Сравнивать методы селекции,

и комплексной терапии. Получение
оздоровленного посадочного

способыоздоровлениярастений.
Выявлятьнаиболееинаименее
33

Темы занятий

Количество
часов

Основное содержание

Виды деятельности обучающихся

материала – клубней картофеля

Эффективные способы получения

и саженцев плодовых культур.
Культивирование растительного
материала в культуре in vitro:

исходного материала
Для селекции;оздоровления
растений.

основные принципы и модели

Характеризовать особенности

культивирования. Каллусогенез,

и функции методов селекции,

суспензионные культуры растений.
Микро размножение растений.

способов оздоровления растений.
Формулировать и объяснять

Экономический эффект

принцип традиционной

от внедрения методов
биотехнологии в растениеводство.
Криохранение растений.

иускореннойселекции,принцип
работы того или иного метода
оздоровления растений

Криопротекторы.
Посткриогенная регенерация.
Биологические средства защиты
растений: преимущества
и перспективы применения.
Термос и сосуд Дьюара с жидким
азотом, криопробирки.
Практическая работа«Размножение
плодовых растений черенкованием

34

Темы занятий

Количество
часов

Основное содержание

Виды деятельности обучающихся

и микроразмножением – пример
малины(или земляники, ежевики,
смородины)».
Практическая работа «Введение
растений в культуру in vitro
и поддержание чистой культуры
эксплантов».
Практическая работа «Размножение
картофеля в пробирке».
Исследовательская работа
«Как получают потомство
вегетативно размножаемых культур
если не семенами?»
Исследовательская работа
«Выращивание растений
в пробирке».
Исследовательская работа «Как
божья коровка урожай спасала–
о современных способах
Биологической защиты растений»
ИТОГО ПО МОДУЛЮ

34

35

Темы занятий

Количество
часов

Основное содержание

Виды деятельности обучающихся

Модуль «Современные биотехнологии в селекции». 11 класс(34ч)
1.Генетические ресурсы
России

6

Стратегии сохранения генетических Раскрывать содержание терминов
ресурсов. Сохранение растений
и понятий: сохранение растений
insituиexsitu.

in situ и ex situ.

Биоресурсные коллекции России.
Коллекция генетических ресурсов

Описывать процесс сохранения
растенийвусловияхinsituиexsitu.

растений ВИР. Гербарий БИН.

Характеризовать способы

Коллекция генетических ресурсов
животных ВНИИГРЖ. Коллекции

сохранения растений в условиях
insitu иexsitu.

клеток и штаммов ВНИИСХМ.
Исследовательская работа

Различать способы сохранения
растенийвусловияхinsituиexsitu.

«По материалам форума

Сравнивать особенности

«Генетические ресурсы России»

сохранения растений в условиях
insitu иexsitu.
Выявлять наиболее эффективный
приёмдлясохраненияконкретного
образца растений.
Характеризовать особенности
и функции.
Формулировать и объяснять

36

Темы занятий

Количество
часов

Основное содержание

Виды деятельности обучающихся
Принцип in situ и exsitu сохранения
Генетических ресурсов растений

2.Основы генетики
и селекции

8

Наследственность и изменчивость–
основные свойства живых
организмов. Изменчивость

Раскрывать содержание терминов
и понятий: наследственность,
изменчивость, ген, ДНК, РНК,

мутационная и модификационная.

белок,закон гомологических рядов

Ген – материальный носитель

в наследственной изменчивости.

наследственности изменчивости.

Описывать проявления

Нуклеиновые кислоты.
Локализация генетического
материалавклетке. Деление клеток.

модификационнойимутационной
изменчивости, строение ДНК

Репликация ДНК. Основная догма
молекулярной биологии.
Транскрипция. Трансляция.
Мутации.

иРНК,белков.
Характеризовать строение
И функции нуклеиновых кислот,
белков.

Закон гомологических рядов

Различать типы изменчивости.
Сравнивать мутационную

в наследственной изменчивости
Н.И. Вавилова в1920 и 2020 гг.
Практическая работа

и модификационную изменчивость.
Выявлять модификации и мутации.
Характеризовать особенности

«Модификационная изменчивость
в природе» (собрать и сравнить

и функции ДНК, РНК, белков.
Формулировать и объяснять
37

Темы занятий

Количество
часов

Основное содержание

Виды деятельности обучающихся

листья, цветки с одного растения
и/или с разных).

принцип действия закона
гомологических рядов

Исследовательская работа«ГМО–

в наследственной изменчивости

это мутации или модификации?»
3. Инженерия
в биологии растений

15

Клеточная и генная инженерия

Раскрывать содержание терминов

растений для развития селекции.

и понятий: клеточная и генная

Природно-трансгенные растения.
Растения-биофабрики.

инженериярастений,генетическое
редактирование, ГМО, in silico

Биотехнологические методы
в селекции растений.
Генетическое редактирование

анализ.
Описывать процесс клеточной
и генной инженерии растений,

культурных растений. Чем
генетическое редактирование

принципы генетического
редактирования,создание ГМО,

отличается от генетической
модификации.
Поискновых генов-мишеней:

этапы in silico анализа.
Характеризовать современные
достижения генной и клеточной

существующие методики.

инженерии разных видов растений,
проведение in silico анализа.

Проведение in silico анализа.
Генная инженерия зерновых

Различать генную и клеточную

культур. Генная инженерия

инженерию.

хлопчатника.Генная инженерия

Сравнивать биотехнологические
38

Темы занятий

Количество
часов

Основное содержание

Виды деятельности обучающихся

томата. Генная инженерия сои.

методы в селекции растений.

Генная инженерия плодовых
культур. Генная инженерия
картофеля.

Выявлять различия между
генетическим редактированием
и генетической модификацией.

Практическая работа «Проведение

Характеризовать особенности

in silico анализа для поиска новых

и функции.

генов-мишеней для редактирования
культурного растения (на выбор)»

Формулировать и объяснять
принцип клеточной и генной
инженерии, генетического
редактирования и генетической
модификации

4. Инженерия
в биологии животных

5

Современные методы

Раскрывать содержание терминов

в животноводстве: трансплантация
эмбрионов, химерные животные,

и понятий.

клонирование.

Описывать трансплантацию
эмбрионов, химерных животных,

Генная инженерия
в животноводстве.
Практическая работа «Проведение

клонирование.
Характеризовать трансплантацию

in silico анализа для поиска новых

клонирование.

генов-мишеней для редактирования

Различать трансплантацию
эмбрионов,химерных животных,

животного»(на выбор).

эмбрионов, химерных животных,

39

Темы занятий

Количество
часов

Основное содержание

Виды деятельности обучающихся

Исследовательская работа «Генная
инженерия животных: аргументы

клонирование.

за и против»

эмбрионов, химерных животных,

Сравнивать трансплантацию
клонирование.
Характеризовать особенности
и функции.
Формулировать и объяснять
принцип генной инженерии,
генетического редактирования
и генетической модификации

ИТОГО ПО МОДУЛЮ

34

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО

68

ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

40

ПРИЛОЖЕНИЕ.ФИЛЬМЫ И ЗАПИСИ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПРОГРАММ
Модуль «Агротехнологии настоящего и будущего». 10 класс
Тема 1. Биотехнология как наука
Документальный фильм Сергея Брилева «Новый свет. Николай Вавилов».
–URL: https://smotrim.ru/video/2618068
Документальный фильм «Семена, которые спасут человечество». –
URL:
https://smotrim.ru/brand/69345?utm_source=search&utm_campaign=autocomplete
Модуль «Современные биотехнологии в селекции». 11 класс
Тема 1. Генетические ресурсы России
Документальный фильм «Золотой зеленый запас». 15 апреля 2023. –
URL:https://smotrim.ru/video/2594704
Тема 2. Основы генетики и селекции
Фильмы из цикла «Матрица науки». Science and plants. Наука и
растения.
Зернобобовые. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=nCf9dl1Fpa8
Тема 3. Инженерия в биологии растений
Фильмы из цикла «Матрица науки». Science and plants. Наука и
растения.
Генетическое редактирование. – URL: https://tvspb.ru/programs/releases/107337/

40


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».