МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Управление образованием администрации МО Кущёвский район
МАОУ СОШ №2 им. Трубилина И.Т.
УТВЕРЖДЕНО
директор МАОУ СОШ
№2 им.Трубилина И.Т.
________________________
Лукаш О.Н.
Протокол №1
от «26» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4776772)
учебного предмета «Современные агробиотехнологии»
для обучающихся 10 –11 классов
ст. Кисляковская 2024 год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ................................................................................................ 3
Планируемые результаты освоения курса .................................................................. 7
Личностные результаты ......................................................................................... 7
Метапредметные результаты ................................................................................. 9
Предметные результаты ....................................................................................... 12
Содержание курса ...................................................................................................... 14
Модуль«Агротехнологии настоящего и будущего».10класс............................. 14
Модуль«Современные биотехнологии в селекции».11класс ............................ 19
Тематическое планирование ...................................................................................... 22
Модуль «Агротехнологии настоящего и будущего».10класс............................ 22
Модуль «Современные биотехнологии в селекции».11класс ........................... 35
Приложение ................................................................................................................ 40
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Рабочая
программа
курса
«Современные
агробиотехнологии
(агробиотехнологический профиль)» для среднего общего образования (далее –
программа)
разработана
в
соответствии
с
требованиями
Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования
(ФГОС
СОО),
ориентирована
на
обеспечение
индивидуальных
потребностейобучающихсяинаправленанадостижениепланируемыхрезультатов
освоения программы среднего общего образования с учетом выбора участниками
образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет
обеспечить единство обязательных требований ФГОС СОО во всем пространстве
школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами.
Настоящий курс предназначен для углубленного изучения биологических
явлений и закономерностей, расширения базовых знаний, развития практических
умений и навыков в современной биологии.
Актуальность реализации программы
Программой предусмотрено формирование современного теоретического
уровня
знаний,
а
также
практического опыта
работы с лабораторным
оборудованием, овладение приемами исследовательской деятельности. Методы
организации
образовательной
и
научно-исследовательской
деятельности
предусматривают формирование у обучающихся нестандартного творческого
мышления, свободы самовыражения и индивидуальности суждений.
Для полного учета потребностей обучающихся в программе используется
дифференцированный подход, что стимулирует обучающегося к увеличению
потребностивиндивидуальной,интеллектуальнойипознавательнойдеятельности
иразвитиюнаучно-исследовательскихнавыков.Программастанетвостребованной в
первую
очередь
обучающимися,
которые
имеют
стойкий
интерес
и
соответствующую мотивацию к изучению предметов естественно-научного
цикла, естественных наук и технологий.
В настоящее время биологическое образование должно обеспечить
выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную
грамотность.
3
Знания в области основных биологических законов, теорий и идей
формируют нравственные нормы и принципы отношения к живой природе. В
качестве
ценностных ориентиров биологического образования
выступают
объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется
ценностноеотношение.Приэтомведущуюрольиграютпознавательныеценности, так
как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла,
главная цель которых заключается в изучении современных способов решения
глобальных
проблем
современности.
Программа
преследует
не
только
образовательные, но и воспитательные цели, поскольку она способствует
формированию экологического и биотехнологичного мышления у подрастающего
поколения.
Варианты реализации программы и формы проведения занятий
Реализация программы предполагает использование форм работы, которые
предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание
индивидуальной
деятельность.
и
групповой
Таким
образом,
работы,
проектную
вовлеченность
и
исследовательскую
обучающихся
в
данную
деятельность позволит обеспечить их самоопределение, расширить зоны поиска
своих
интересов
в
различных
сферах
естественно-научных
знаний,
переосмыслить свои связи с окружающими, свое место среди других людей. В
целом реализация программы вносит вклад в нравственное и социальное
формирование личности.
Программа может быть реализована в работе с обучающимися 10 и 11
классов,
Программа курса рассчитана на 68 часов в течение двух лет,1 час в неделю,
в рамках которых предусмотрены такие формы работы, как беседы, дискуссии,
мастер-классы,
экскурсии
на
производство,
анализ
кейсов,
встречи
с
представителями разных профессий, профессиональные пробы, коммуникативные
и деловые игры, консультации педагога и психолога.
4
Взаимосвязь с федеральной рабочей программой воспитания
Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей
программы воспитания, учитывает психолого- педагогические особенности
данных возрастных категорий. Это позволяет на практике соединить обучающую
и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на
интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребенка. Это
проявляется в:
воспитании осознанной экологически правильной мотивации в поведении
и деятельности через формирование системы убеждений, основанных на
конкретных знаниях;
становлении личности обучающихся как целостной, находящейся в
гармонии с окружающим миром, способной к решению экологических проблем;
приоритете личностных результатов реализации программы, нашедших
свое отражение и конкретизацию в федеральной рабочей программы воспитания.
Особенности работы педагога по программе
Задача педагога состоит в том, чтобы сопровождать процесс
профессиональной ориентации обучающихся, раскрывая потенциал обучающихся
через вовлечение в многообразную деятельность, организованную в разных
формах.
При этом результатом работы педагога в первую очередь является
личностное развитие ребенка. Личностных результатов педагог может достичь,
увлекая ребенка совместной и интересной им обоим деятельностью, устанавливая
во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу, насыщая
занятия ценностным содержанием. Кроме того, программа предусматривает
организацию экскурсий, просмотр фильмов и записей ТВ-программ.
При изучении обучающимися программы педагог основывается на
нескольких основополагающих принципах обучения:
принцип интегративного подхода к обучению. Этот принцип имеет
первостепенное значение, так как усвоение получаемых знаний по биотехнологии
предполагает тесную взаимосвязь разных уровней. Первый уровень –
межпредметный– предполагает взаимосвязь биологии с курсом по химии. Второй
уровень
–
предметный
–
обусловлен
взаимопроникновением
разных
биологических курсов (ботаники,зоологии,физиологи и других) в процессе
5
становления и изучения биотехнологии. Кроме того, логика освоения материала
программы предполагает движение от общего к частному и, на новом уровне,
возвращение от частного к общему.
Принцип наглядности;
Принцип доступности;
Принцип осознанности.
Примерная схема проведения занятий по программе может быть такой:
1. Объяснениетеоретическогоматериалапотеме.
2. Подготовка к лабораторному или практическому занятию,о бсуждение
объектов для практического занятия.
3. Проведение
практического
занятия
–
основная
задача
освоение
методологии данного эксперимента.
4. Анализ результатов эксперимента.
6
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
В сфере гражданского воспитания:
готовность к совместной творческой деятельности при выполнении
биологических экспериментов;
способность определять собственную позицию по отношению к явлениям
современной жизни и объяснять ее;
готовность к сотрудничеству в процессе совместного выполнения учебных,
познавательных и исследовательских задач, уважительному отношения к
мнению оппонентов при обсуждении спорных вопросов биологического
содержания;
в сфере патриотического воспитания:
ценностное отношение к природному наследию и памятникам природы,
достижениям России в науке;
способность оценивать вклад российских ученых в становление и развитие
биологии, понимание значения биологии в познании законов природы, в
жизни человека и современного общества;
в сфере духовно-нравственного воспитания:
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
осознаниеличноговкладавпостроениеустойчивогобудущего;
в сфере эстетического воспитания:
пониманиеэмоциональноговоздействияживойприродыиееценность;
в сфере физического воспитания:
пониманиеценностиздоровогоибезопасногообразажизни;
осознаниепоследствийинеприятиевредныхпривычек(употреблениеалкоголя,
наркотиков, курения);
7
в сфере трудового воспитания:
готовность к активной деятельности биологической и экологической
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность;
интерес к практическому изучению профессий,связанныхсбиологией;
готовность и способностькобразованиюи самообразованию напротяжении
всей жизни;
в сфере экологического воспитания:
экологически целесообразное отношение к природе как источнику жизни на
Земле, основе ее существования;
повышение уровня экологической культуры: приобретение опыта
планированияпоступковиоценкиихвозможныхпоследствий для окружающей
среды;
способностьиспользоватьприобретаемыеприизучениибиологиизнания
и
умения
при
решении
проблем,
связанных
с
рациональным
природопользованием (соблюдение правил поведения в природе,
направленных на сохранение равновесия в экосистемах, охрану видов,
экосистем, биосферы);
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей природной
среде, умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий и предотвращать их;
в сфере научного познания:
пониманиеспецификибиологиикакнауки,осознаниееероли в формировании
рационального
научного
мышления,
создание
целостного
представленияобокружающеммирекакоединствеприроды,человека
и
общества, в познании природных закономерностей и решении проблем
сохранения природного равновесия;
убежденность в значимости биологии для современной цивилизации:
обеспечение нового уровня развития медицины; создание перспективных
биотехнологий, способных решать ресурсные проблемы развития
человечества;поискпутейвыходаизглобальныхэкологическихпроблем
и
обеспечение перехода к устойчивому развитию, рациональному
использованию природных ресурсов и формированию новых стандартов
жизни;
8
заинтересованность в получении биологических знаний в целях повышения
общей культуры, естественно-научной грамотности как составной части
функциональной грамотности обучающихся, формируемой при изучении
биологии;
понимание сущности методов познания, используемых в естественных
науках,способностьиспользоватьполучаемыезнаниядляанализа
иобъясненияявленийокружающегомираипроисходящихвнемизменений;
умениеделатьобоснованныезаключениянаосновенаучныхфактови
имеющихся данных с целью получения достоверных выводов;
способностьсамостоятельноиспользоватьбиологическиезнаниядля решения
проблем в реальных жизненных ситуациях;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
готовностьиспособностькнепрерывномуобразованиюисамообразованию,
кактивномуполучениюновыхзнанийпобиологиивсоответствии
с
жизненными потребностями.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
Базовые логические действия:
самостоятельноформулироватьиактуализироватьпроблему,рассматривать ее
всесторонне;
использоватьприосвоениизнанийприемылогическогомышления(анализа,
синтеза,
сравнения,
классификации,
обобщения),
раскрывать
смысл
биологических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать
связи с другими понятиями);
определять цели деятельности, задавая параметры и критерии их
достижения, соотносить результаты деятельности с поставленными целями;
использовать биологические понятия для объяснения фактов и явлений
живой природы;
строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии),
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях,
формулировать выводы и заключения;
9
применять схемно-модельные средства для представления существенных
связей и отношений в изучаемых биологических объектах, а также
противоречий разного рода, выявленных в различных информационных
источниках;
базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыкамиразрешенияпроблем;способностьюиготовностью
самостоятельному
поиску
методов
решения
к
практических
задач,
применению различных методов познания;
использоватьразличныевидыдеятельностипополучениюновогознания,его
интерпретации, преобразованию и применению в учебных ситуациях, в том
числе при создании учебных и социальных проектов;
формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией,
ключевыми понятиями и методами;
ставить
и
формулировать
собственные
задачи
в
образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
работа с информацией:
ориентироваться в различных источниках информации (тексте учебного
пособия,научно-популярнойлитературе,биологическихсловарях
и
справочниках, компьютерных базах данных, в Интернете), анализировать
информациюразличныхвидовиформпредставления,критическиоценивать ее
достоверность и непротиворечивость;
формулироватьзапросыиприменятьразличныеметодыприпоискеиотборебио
логическойинформации,необходимойдлявыполненияучебных задач;
самостоятельно
выбирать
оптимальную
форму
представления
биологической информации(схемы,графики,диаграммы,таблицы,рисунки и
др.);
использоватьнаучный язык вкачестве средства при работес биологической
информацией: применять химические, физические и математические
знакиисимволы,формулы,аббревиатуру,номенклатуру,использоватьи
преобразовывать знаково-символические средства наглядности;
10
в сфере овладения универсальными коммуникативными действиями:
общение:
осуществлятькоммуникациивовсехсферахжизни;активноучаствоватьв
диалоге или дискуссии по существу обсуждаемой темы (умение задавать
вопросы, высказывать суждения относительно выполнения предлагаемой
задачи, учитывать интересы и согласованность позиций других участников
диалога или дискуссии);
развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием
языковых средств;
совместная деятельность:
выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;
приниматьцелисовместнойдеятельности,организовыватьикоординировать
действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с
учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
предлагать новые проекты, оценивать
оригинальности, практической значимости;
идеи
с
позиции
новизны,
осуществлятьпозитивноестратегическоеповедениевразличныхситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть инициативным;
в сфере овладения универсальными регулятивными действиями:
самоорганизация:
использоватьбиологическиезнаниядлявыявленияпроблемиихрешения
жизненных и учебных ситуациях;
в
выбирать на основе биологических знаний целевые и смысловые установки
в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему
здоровью и здоровью окружающих;
расширятьрамкиучебногопредметанаосновеличных предпочтений;
делатьосознанныйвыбор,аргументироватьего,братьответственность
решение;
за
самоконтроль:
даватьоценкуновымситуациям,вноситькоррективывдеятельность,оценивать
соответствие результатов целям;
принимать мотивы
деятельности;
и аргументы
других
при
анализе
результатов
11
эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение
ответственностьзасвоеповедение,способностьадаптироваться
принимать
к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость;
внутреннеймотивации,включающейстремлениекдостижениюцелии успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей;
принятие себя и других:
приниматьсебя,понимаясвоинедостаткиидостоинства;
признаватьсвоеправоиправодругихнаошибки.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
умение владеть системой биологических знаний, которая включает
основополагающиебиологическиетерминыипонятия(жизнь,клетка,ткань,
орган, организм, вид, популяция, биосинтез белка, наследственность,
изменчивость, рост и развитие и др.);
владение системой знаний об основных методах научного познания,
используемых в биологических исследованиях живых объектов и экосистем
(описание,измерение,проведениенаблюдений);способамивыявленияи
оценки антропогенных изменений в природе;
умение устанавливать взаимосвязи между строением и функциями: клеток
разныхтканей;органамиисистемамиоргановурастений;
этапамиклеточногоциклаижизненныхцикловорганизмов;генотипом
и
фенотипом;
умение решать поисковые биологические задачи; выявлять причинноследственные связи между исследуемыми биологическими объектами,
процессами и явлениями; делать выводы и прогнозы на основании
полученных результатов;
умениевыдвигатьгипотезы,проверятьихэкспериментальнымисредствами,
формулируяцельисследования;анализироватьполученныерезультатыи
делать выводы;
умение оценивать этические аспекты современных исследований в области
биотехнологии игенетических технологий(направленноеизменениегенома и
создание трансгенных организмов);
12
умение мотивировать свой выбор будущей профессиональной деятельности
в области биологии, медицины, биотехнологии, сельского хозяйства;
углублять познавательный интерес, направленный на осознанный выбор
соответствующейпрофессииипродолжениебиологическогообразования
в
организациях среднего профессионального и высшего образования.
13
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Модуль«Агротехнологии настоящего и будущего».10класс(34ч)
1. Биотехнология как наука (4ч)
История возникновения науки, основные разделы, связь биотехнологии с
другими науками (биологией, ботаникой, зоологией, микробиологией, биохимией,
физиологией,
генетикой,
медициной)
и
отраслями
промышленности
(пищевая,легкая),сельскогохозяйства(животноводство,растениеводство)
и
здравоохранением, известные вузы и НИИ, связанные с биотехнологией:
Федеральное
государственное
учреждение
«Федеральный
исследовательский центр «Фундаментальные основы биотехнологии» Российской
академии наук» (ФИЦ Биотехнологии РАН)1;
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
«Всероссийский научно-исследовательский институт сельскохозяйственной
биотехнологии» (ФГБНУ ВНИИСБ)2;
Федеральное
государственное
бюджетное
научное
учреждение
«ФедеральныйисследовательскийцентрВсероссийскийинститутгенетических
ресурсов растений имени Н.И. Вавилова» (ФГБНУ ФИЦ ВИР)3;
Федеральное
государственное
бюджетное
научное
учреждение
«Всероссийский научно-исследовательский институт сельскохозяйственной
микробиологии» (ФГБНУ ВНИИСХМ)4;
Федеральное
государственное
бюджетное
научное
учреждение
«Федеральный исследовательский центр Институт цитологии и генетики
Сибирского отделения Российской академии наук» (ФГБНУИЦиГ СО РАН) 5;
Федеральноегосударственноеучреждение«Федеральныйисследовательскийцентр
«Фундаментальные основы биотехнологии» Российской академии наук» (ФИЦ Биотехнологии
РАН): официальный сайт. – URL: http:/www.fbras.ru
2
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Всероссийский научноисследовательский институт сельско-хозяйственной биотехнологии» (ФГБНУ ВНИИСБ):
официальный сайт. – URL: http:/www.vniisb.ru
3
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный
исследовательский центр Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени Н.И.
Вавилова» (ФГБНУ ФИЦ ВИР): официальный сайт. – URL: http:/www.vir.nw.ru
4
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Всероссийский научноисследовательский институт сельско-хозяйственной микробиологии» (ФГБНУ ВНИИСХМ):
официальный сайт. – URL: http:/www.arriam.ru
5
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный
исследовательский центр Институт цитологии и генетики Сибирского отделения Российской
академии наук» (ФГБНУИЦиГ СО РАН): официальный сайт. – URL: http:/www.bionet.nsc.ru
1
14
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования «Московский физико-технический институт) национальный
исследовательский центр» (ФГАОУ ВО МФТИ)1;
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшегообразования«Московскийгосударственныйуниверситетимени
М.В.
Ломоносова» (ФГБОУ ВО МГУ)2;
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет»
(ФГБОУ ВО СПбГУ)3;
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего
образования
«Новосибирский
национальный
исследовательский
государственный университет» (ФГАОУ ВО НГУ)4;
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Российский государственный аграрный университет –
МСХАимениК.А.Тимирязева»(ФГБОУВОРГАУ-МСХАимени К.А. Тимирязева)5;
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего
образования «Научно-технологический университет «Сириус» (НТУ «Сириус»)6.
Современные
направления
развития
агробиотехнологий.
Методы
биотехнологии в науке и практике. Демонстрация видеороликов7.
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего
образования «Московский физико-технический институт) национальный исследовательский
центр» (ФГАОУ ВО МФТИ): официальный сайт. – URL:http:/www.mipt.ru
2
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»:
официальный сайт. – URL: http:/www.msu.ru
3
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Санкт-Петербургский государственный университет» (ФГБОУ ВО СПбГУ):
официальный сайт. – URL: http:/www.spbu.ru
4
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего
образования«Новосибирскийнациональныйисследовательскийгосударственныйуниверситет»
(ФГАОУ ВО НГУ): официальный сайт. – URL: http:/www.nsu.ru/n
5
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А.
Тимирязева» (ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева): официальный сайт. – URL:
http:/www.timacad.ru/
6
Автономнаянекоммерческаяобразовательнаяорганизациявысшегообразования
«Научно-технологический университет «Сириус» (НТУ «Сириус»): официальный сайт. – URL:
http:/www.siriusuniversity.ru/
7
См. приложение.
1
15
Лабораторные и практические работы
Исследовательская работа «Создание биологически активных добавок и
витаминов».
Исследовательская работа «Выведение новых сортов растений, пород
животных с заданными свойствами».
Исследовательская работа «Создание бактерий, способных перерабатывать
нефть и устранять последствия ее разливов: плюсы и минусы».
Экскурсия («Биотехнология: наука и жизнь») в вуз или НИИ.
2. Общие понятия биотехнологии(2ч)
Понятие биотехнологии. Зачем человеку биотехнологии, в чем их
преимущество перед химическим синтезом. Основные объекты биотехнологии:
промышленные микроорганизмы, клетки и ткани растений, животных.
Лабораторные и практические работы
Практическая работа «Примеры применения биологических объектов в
твоей жизни».
3. Особенности агробиотехнологии(4ч)
Цели и задачи агробиотехнологии. Основные объекты агробиотехнологии.
Биотехнологические подходы для надежного сохранения коллекций генетических
ресурсоврастенийиживотных.Понятияополевых,invitroикриоколлекциях.Рост
и
развитие живого объекта в замкнутой системе в контролируемых условиях: как
это возможно.
Основные помещения для полноценной работы лаборатории биотехнологии
(ламинарнаякомната,световая,автоклавнаякомнаты,помещениедля приготовления
питательных сред, моечная): их функционал и особенности.
Основные приборы для организации лаборатории биотехнологии, их
функции и возможности (автоклав, сухожаровой шкаф, дистиллятор, рН-метр,
весы, ламинар-бокс, стерилизатор инструментов, световая установка,
климатическая камера, УФ-ионизатор, холодильники для хранения питательных
сред и др.). Инструменты для применения методов биотехнологии растений
(препаровальная игла, скальпель, пинцет, ножницы). Основы техники
безопасности при работе с приборами. Основные приборы для организации
лаборатории биотехнологии: автоклав, сухожаровой шкаф, дистиллятор, рН-метр,
весы,ламинар-бокс,стерилизаторинструментов,световаяустановка,
16
климатическая камера, УФ-ионизатор, холодильники для хранения питательных
сред и др. Инструменты для применения методов биотехнологии растений:
препаровальная игла, скальпель, пинцет, ножницы.
Лабораторные и практические работы
Практическая работа «Культурное растение в культуральном сосуде: опиши
растение в пробирке».
Исследовательская работа «Рост черенков растений в воде с разным уровнем
рН».
4. Культура клеток и тканей(8ч)
Методыкультурыклетокитканейвселекции.Каллуснаякультура.Культура
клеток и агрегатов клеток. Культура протопластов. Получение соматических
гибридов методом слияния изолированных протопластов.
Клеточнаяселекция.Использованиегаплоидиивселекции.
Примеры применения культур клеток и тканей в научных исследованиях ив
практикеразличных НИИ: знакомство с литературой – научнымипубликациями по
разным объектам (микробы, растения, животные).
Характеристика клеток, культивируемых in vitro. Морфогенетические пути
развития клетки in vitro.
Известные коллекции биотехнологических объектов – их роль, задачи,
состав, примеры (in vitro коллекции растений, коллекции штаммов
микроорганизмов. Семинар по прочитанной литературе, доклады обучающихся).
Биотехнология производства культуры клеток, тканей и органов растений.
Лабораторные и практически еработы
Практическая работа «Протопласты клеток».
Исследовательская работа «Существующие коллекции клеток и штаммов в
России и их роль в развитии генетических технологий».
Исследовательская работа «Г.Д.Карпеченко как генетик-экспериментатор и
биотехнолог».
5. Питательные среды для агробиотехнологий(2 ч)
Макро-имикроэлементы,источникиуглеводов,витамины,желирующие агенты.
Типы питательных сред – жидкие и твердые.
Питательные среды для биотехнологии растений. Разработка новых
питательныхсред,втомчислевключающихбиостимуляторыидругиерегуляторы
17
роста.
Методы
питательных
оптимизации
сред
питательных
(макроэлементы,
сред.
Основные
микроэлементы,
компоненты
источники
углерода,
витамины, желирующие агенты, регуляторы роста). Уровень рН питательной
среды и его влияние на развитие растений. Весы, рН-метр.
Лабораторные и практические работы
Лабораторная работа «Питательные среды и условия культивирования,
культуры растительных клеток и тканей».
Практическая работа «Приготовление стоковых (маточных) растворов
макро- и микроэлементов питательной среды по прописи Мурасиге и Скуга».
Практическая работа «Приготовление питательных сред для введения
в культуру in vitro».
6. Регуляторы роста как факторы успеха биотехнологии растений(4ч)
Рост
и
развитие
растений.
Остальные
этапы
онтогенеза.
Общие
закономерности роста растений.
Основные классы фитогормонов(ауксины,цитокинины,гиббереллины, АБК,
этилен и др.) и их функции на разных этапах развития растения.
Известные генетические механизмы, контролирующие рост и развитие
растений.
Эндогенныеиэкзогенныерегуляторыростарастенийвпробирке.
Лабораторные и практические работы
Лабораторная работа «Фенотипическая оценка роста и развития растений в
зависимости от наличия фитогормонов в питательной среде».
7. Биотехнология растений(10ч)
Возможности применения агробиотехнологий в селекции,семеноводстве и
питомниководстве.
Болезни и иммунитет растений: отН.И.Вавилова до современности.
Ускоренная и традиционная селекция: сокращаем сроки получения новых
сортов. Основные методы селекции. Гибридизация. Формы отбора. Основные
направленияселекции:улучшениеурожайности,устойчивостикбиотическими
абиотическим факторам.
Оздоровление растений от вирусов с помощью методов биотехнологии:
методыкультурыапикальныхмеристем,термотерапии,хемотерапии,криотерапии
18
икомплекснойтерапии.Получениеоздоровленногопосадочногоматериала–
клубнейкартофеляисаженцевплодовыхкультур.
Культивирование растительного материала в культуре in vitro: основные
принципы и модели культивирования. Каллусогенез, суспензионные культуры
растений. Микроразмножение растений. Экономический эффект от внедрения
методов биотехнологии в растениеводство.
Криохранениерастений.Криопротекторы.Посткриогеннаярегенерация.
Биологические средства защиты растений: преимущества и перспективы
применения. Термос и сосуд Дьюара с жидким азотом, криопробирки.
Лабораторные и практические работы
Практическая работа «Размножение плодовых растений черенкованием и
микроразмножением – пример малины (или земляники, ежевики, смородины)».
Практическая работа «Введение растений в культуру in vitro и поддержание
чистой культуры эксплантов».
Практическая работа «Размножение картофеля в пробирке».
Исследовательская
работа
«Как
получают
потомство
вегетативно
размножаемых культур если не семенами?»
Исследовательская
работа
«Выращивание
растений
в
пробирке».
Исследовательская работа «Как божья коровка урожай спасала–
о современных способах биологической защиты растений».
Модуль «Современные биотехнологии в селекции».11класс(34ч)
1. Генетические ресурсы России(6ч)
Стратегиисохранениягенетическихресурсов.Сохранениерастенийinsitu
иexsitu.
Биоресурсные коллекции России. Коллекция генетических ресурсов
растений ВИР. Гербарий БИН. Коллекция генетических ресурсов животных
ВНИИГРЖ. Коллекции
видеороликов1.
клеток
и
штаммов
ВНИИСХМ.
Демонстрация
Лабораторные и практические работы
Исследовательская работа «По материалам форума «Генетические ресурсы
России» (выбрать любой доклад и подготовить по нему сообщение).
1
См. приложение.
19
2. Основы генетики и селекции(8ч)
Наследственность и изменчивость–основные свойства живых организмов.
Изменчивость мутационная и модификационная.
Ген – материальный носитель наследственности и изменчивости.
Нуклеиновые кислоты. Локализация генетического материала в клетке. Деление
клеток.РепликацияДНК.Основнаядогмамолекулярнойбиологии.Транскрипция.
Трансляция. Мутации.
Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И. Вавилова
в 1920 и 2020 гг. Демонстрация видеороликов1.
Лабораторные и практические работы
Практическая работа «Модификационная изменчивость в природе»(собрать
и сравнить листья, цветки с одного растения и/или с разных).
Исследовательская работа «ГМО–это мутации или модификации?»
3. Инженерия в биологии растений(15ч)
Клеточная и генная инженерия растений для развития селекции.
Природно-трансгенные растения.
Растения-биофабрики.
Биотехнологические методы в селекции растений.
Генетическое редактирование культурных растений. Чем генетическое
редактирование отличается от генетической модификации.
Поиск новых генов-мишеней:существующие методики. Проведение in silico
анализа.
Генная инженерия зерновых культур. Генная инженерия хлопчатника.
Генная инженерия томата. Генная инженерия сои. Генная инженерия плодовых
культур. Генная инженерия картофеля. Демонстрация видеороликов2.
Лабораторные и практические работы
Практическая работа «Проведение in silico анализа для поиска новых геновмишеней для редактирования культурного растения (на выбор)».
4. Инженерия в биологии животных(5ч)
Современные методы в животноводстве:
химерные животные, клонирование.
1
2
трансплантация
эмбрионов,
См. приложение.
См. приложение.
20
Генная инженерия в животноводстве.
Лабораторные и практические работы
Практическая работа «Проведение in silico анализа для поиска новых геновмишеней для редактирования животного» (на выбор).
Исследовательская
и против».
работа «Генная инженерия животных: аргументы за
21
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Модуль «Агротехнологии настоящего и будущего». 10 класс
Темы занятий
Количество часов
Контрольные
Практические и
всего
работы
исследовательс
кие работы
1. Биотехнология как наука
4
0
3
2. Общие понятия
биотехнологии
3. Особенности
агробиотехнологии
4. Культура клеток и
тканей
5. Питательные среды для
агробиотехнологий
6. Регуляторы роста как
факторы успеха
биотехнологии растений
7. Биотехнология растений
2
0
1
4
0
2
8
0
3
2
0
1
4
0
3
10
0
6
ИТОГО
34
0
19
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
https://lesson.edu.ru/
06/10
https://lesson.edu.ru/
06/10
https://lesson.edu.ru/
06/10
https://lesson.edu.ru/
06/10
https://lesson.edu.ru/
06/10
https://lesson.edu.ru/
06/10
https://lesson.edu.ru/
06/10
Модуль «Современные биотехнологии в селекции». 11 класс
Темы занятий
1. Генетические ресурсы
России
2. Основы генетики и
селекции
3. Инженерия
в биологии растений
4. Инженерия
в биологии животных
ИТОГО
Количество часов
Контрольные
Практические и
всего
работы
исследовательс
кие работы
6
0
1
8
0
2
15
0
1
5
0
2
34
0
6
Электронные
(цифровые)образовательны
е ресурсы
https://lesson.edu.ru/0
6/11
https://lesson.edu.ru/0
6/11
https://lesson.edu.ru/0
6/11
https://lesson.edu.ru/0
6/11
22
Количество
Темы занятий
часов
Основное содержание
Виды деятельности обучающихся
Модуль «Агротехнологии настоящего и будущего». 10 класс (34 часа)
1.Биотехнология как наука
4
История возникновения науки,
Раскрывать содержание терминов
Основные разделы, связь
биотехнологии с другими науками
(биологией,ботаникой, зоологией,
и понятий: наука, биотехнология,
агробиотехнологии.
Описывать процесс выполнения
микробиологией,биохимией,
физиологией,генетикой,
исследований и прогнозировать
результаты экспериментов.
медициной) и отраслями
промышленности(пищевая,легкая),
сельского хозяйства
Характеризовать основные научные
школы в области биотехнологии.
Различать разделы биотехнологии
(животноводство,растениеводство)
как науки.
издравоохранением,известные
Вузы и НИИ, связанные
Сравнивать связь биотехнологии
с различными отраслями науки и
С биотехнологией:
промышленности.
ФИЦБиотехнологииРАН,
Выявлять различия между
ФГБНУВНИИСБ,
разделами биотехнологии.
ФГБНУФИЦ ВИР,
ФГБНУВНИИСХМ,
Формулировать и объяснять
Принцип развития науки
23
Темы занятий
Количество
часов
Основное содержание
Виды деятельности обучающихся
ФГБНУИЦиГСОРАН,
ФГАОУ ВО МФТИ,
биотехнологии.
Выполнение предложенных
ФГБОУ ВО МГУ,
исследовательских работ:
ФГБОУ ВО СПбГУ,
ФГАОУ ВО НГУ,
«Создание биологически активных
добавок и витаминов»,«Выведение
ФГБОУВОРГАУ–МСХАимени
новых сортов растений, пород
К.А. Тимирязева.
животных с заданными
Современные направления развития свойствами», «Создание бактерий,
агробиотехнологий. Методы
биотехнологии в науке и практике
способных перерабатывать нефть
и устранять последствия ее
разливов: плюсы и минусы».
Экскурсия «Биотехнология: наука
2.Общие понятия
биотехнологии
2
Понятие биотехнологии. Зачем
человеку биотехнологии,в чём их
преимущество перед химическим
и жизнь» в вуз или НИИ
Раскрывать содержание терминов
и понятий: объекты биотехнологии,
клетки и ткани растений, животных,
синтезом. Основные объекты
микроорганизмы.
биотехнологии: промышленные
микроорганизмы, клетки и ткани
Описывать процесс
биотехнологического производства.
растений, животных.
Характеризовать различные
Практическая работа«Примеры
объекты биотехнологий.
24
Темы занятий
Количество
часов
Основное содержание
Виды деятельности обучающихся
применения биологических
Различать промышленные
объектов в твоей жизни»
микроорганизмы, клетки и ткани
растений, животных как
биотехнологические объекты.
Сравнивать между собой процессы
химического синтеза и
биотехнологии.
Выявлятьнаиболееэффективные
объекты биотехнологии.
Характеризовать особенности
строения и функции различных
биологических объектов.
Формулировать и объяснять
принцип работы
биотехнологического производства
выбранной группы веществ/
материалов
3. Особенности
агробиотехнологии
4
Цели и задачи агробиотехнологии.
Раскрывать содержание
Основные объекты
агробиотехнологии.
терминов и понятий: сохранение
растенийи животных, виды
Биотехнологические подходы
коллекций
генетическогоразнообразия.
25
Темы занятий
Количество
часов
Основное содержание
Виды деятельности обучающихся
для надежного сохранения
Описыватьпроцесссохранения и
коллекцийгенетическихресурсов
растений и животных. Понятия
ополевых,invitro
размножения растений
вконтролируемыхусловияхсреды.
Характеризоватьфазыроста
икриоколлекциях.Ростиразвитие
иразвитиярастенийвзамкнутой
живого объекта в замкнутой
системе.
системе в контролируемых
условиях: как это возможно.
Основные помещения
Различатьпреимущества
инедостаткиразличныхтипов
коллекций.
дляполноценнойработы
лаборатории биотехнологии
(ламинарная комната, световая,
Сравниватьэтапыработы
в лаборатории биотехнологии.
Выявлятьнаиболееэффективные
автоклавнаякомнаты,помещение
для приготовления питательных
сред, моечная): их функционал
приёмыдлясохраненияобразцов
растений и животных.
Характеризоватьособенности
и особенности.
Основные приборы
для организации
строенияифункцииобразцов
растений.
Формулировать
и
объяснять
лаборатории биотехнологии,
принципкриоконсервациирастений
их функциии возможности
(автоклав,
сухожаровой шкаф, дистиллятор,
26
Темы занятий
Количество
часов
Основное содержание
Виды деятельности обучающихся
рН-метр, весы, ламинар-бокс,
стерилизатор инструментов,
световая установка,климатическая
камера, УФ-ионизатор,
холодильники для хранения
питательных сред и др.).
Инструменты для применения
методов биотехнологии растений
(препаровальная игла, скальпель,
пинцет,ножницы).Основы техники
безопасности при работе
с приборами. Основные приборы
для организации лаборатории
биотехнологии: автоклав,
сухожаровой шкаф, дистиллятор,
рН-метр, весы, ламинар-бокс,
стерилизатор инструментов,
световая установка, климатическая
камера, УФ-ионизатор,
холодильники для хранения
питательных сред и др.
27
Темы занятий
Количество
часов
Основное содержание
Виды деятельности обучающихся
Инструменты для применения
методов биотехнологии растений:
препаровальная игла, скальпель,
пинцет, ножницы.
Практическая работа«Культурное
растение в культуральном сосуде:
опиши растение в пробирке».
Исследовательская работа «Рост
черенков
растений в воде с
разным уровнем рН»
4.Культура клеток и тканей
8
Методы культуры клеток и тканей
в селекции. Каллусная культура.
Раскрывать содержание терминов
и понятий: каллус, протопласт,
Культура клеток и агрегатов клеток. соматический гибрид, гаплоид,
Культура протопластов. Получение
соматических гибридов методом
штамм.
Описывать процесс
слияния изолированных
протопластов.
культивированияклетокитканей
гаплоидии в селекции.
Примеры применения культур
культивированияклетокитканей
растений и животных.
клеток и тканей в научных
Выявлятьнаиболееэффективные
растений и животных.
Клеточная селекция. Использование Характеризовать разные этапы
28
Темы занятий
Количество
часов
Основное содержание
Виды деятельности обучающихся
исследованиях и в практике
методы культивирования клеток
различных НИИ: знакомство
с литературой – научными
публикациями по разным объектам
и тканей растений, животных,
микроорганизмов.
Характеризоватьособенности
(микробы, растения, животные).
строения и функции клеток
Характеристика клеток,
итканейрастений,животных,
культивируемых in vitro.
Морфогенетические пути развития
клетки in vitro.
микроорганизмов.
Формулировать и объяснять
принципвыживаемости,роста
Известные коллекции
биотехнологических объектов –
ихроль,задачи,состав,примеры
иразвитиякультивируемыхклеток и
тканей
(in vitro коллекции растений,
коллекции штаммов
микроорганизмов. Семинар
по прочитанной литературе,
доклады обучающихся).
Биотехнология производства
культуры клеток, тканей и органов
растений.
29
Темы занятий
Количество
часов
Основное содержание
Виды деятельности обучающихся
Практическая работа «Протопласты
клеток».
Исследовательская работа
«Существующие коллекции клеток
и штаммов в России и их роль
в развитии генетических
технологий».
Исследовательская работа
«Г.Д. Карпеченко как генетик5. Питательные среды
для агробиотехнологий
2
экспериментатор и биотехнолог»
Макро- и микроэлементы,
источники углеводов, витамины,
Раскрывать содержание терминов
и понятий: питательная среда,
желирующие агенты. Типы
питательных сред – жидкие
и твердые.
компоненты питательной среды,
рН раствора.
Описывать процесс приготовления
Питательные среды
для биотехнологии растений.
Разработка новых питательных
питательных сред для разных
объектов.
Характеризовать процесс
сред, в том числе включающих
приготовленияпитательныхсред
биостимуляторы и другие
в зависимости от выбранного
регуляторы роста.Методы
объектаисследования.
30
Темы занятий
Количество
часов
Основное содержание
Виды деятельности обучающихся
оптимизации питательных сред.
Различать типы питательных сред
Основные компоненты питательных в зависимости от задачи
сред (макроэлементы,
культивирования.
микроэлементы, источники
углерода, витамины, желирующие
Сравнивать растворимость веществ
во время приготовления
агенты, регуляторы роста).
питательных сред. Сравнивать типы
Уровень рН питательной среды
питательных сред в зависимости
и его влияние на развитие растений. От их состава.
Весы, рН-метр.
Лабораторная работа«Питательные
Выявлять наиболее важные
компонентыпитательнойсреды
среды и условия культивирования,
и прогнозировать эффект
культуры растительных клеток
и тканей».
Практическая работа
отнехваткикаждого из
компонентов.
Характеризовать функции
«Приготовление стоковых
(маточных) растворов макро- и
компонентов питательных сред.
Формулировать и объяснять
микроэлементов питательной среды принципкультивированиярастений
по прописи Мурасиге и Скуга».
на питательных средах различного
Практическая работа
состава
«Приготовление питательных сред
для введения в культуру in vitro»
31
Темы занятий
6. Регуляторы роста как
факторы успеха
биотехнологии растений
Количество
часов
4
Основное содержание
Виды деятельности обучающихся
Рост и развитие растений.
Остальные этапы онтогенеза.
Раскрывать содержание терминов
и понятий: фитогормоны,
Общие закономерности роста
регуляторы роста растений.
растений.
Основные классы фитогормонов
Описывать процесс роста
и развития растений.
(ауксины, цитокинины,
Характеризовать процесс роста
гиббереллины,АБК,этиленидр.) и
их функции на разных этапах
и развития растений в зависимости
от генотипа и окружающих
развития растения.
Известные генетические
условий.
Различать функции регуляторов
механизмы, контролирующие рост
роста.
и развитие растений.
Сравниватьфункциирегуляторов
роста.
Выявлять функции регуляторов
Эндогенные и экзогенные
регуляторы роста растений
в пробирке.
Лабораторная работа
«Фенотипическая оценка роста
и развития растений в зависимости
от наличия фитогормонов
в питательной среде»
роста по предложенным эффектам.
Характеризовать особенности
строения и функции различных
фитогормонов.
Формулировать и объяснять
принципвоздействияфитогормонов
на рост и развитие растений
32
Темы занятий
7.Биотехнология растений
Количество
часов
10
Основное содержание
Возможности применения
агробиотехнологий в селекции,
Виды деятельности обучающихся
Раскрывать содержание терминов
и понятий: селекция,
семеноводстве и питомниководстве. семеноводство,питомниководство,
Болезни и иммунитет растений:
от Н.И.Вавилова до современности.
микроразмножение растений,
оздоровление растений.
Ускоренная и традиционная
Описывать процесс
селекция: сокращаем сроки
получения новых сортов. Основные
микроразмножения растений,
создания нового исходного
методы селекции. Гибридизация.
Формы отбора. Основные
материала для селекции, отбора,
оздоровлениярастенийиполучения
направления селекции: улучшение
оздоровленного посадочного
урожайности, устойчивости
материала.
к биотическим и абиотическим
факторам.
Характеризовать процесс
ускоренной и традиционной
Оздоровление растений от вирусов селекции,микроразмножения,
с помощью методов биотехнологии: оздоровления растений.
методы культуры апикальных
Различать методы селекции,
меристем, термотерапии,
хемотерапии, криотерапии
способыоздоровлениярастений.
Сравнивать методы селекции,
и комплексной терапии. Получение
оздоровленного посадочного
способыоздоровлениярастений.
Выявлятьнаиболееинаименее
33
Темы занятий
Количество
часов
Основное содержание
Виды деятельности обучающихся
материала – клубней картофеля
Эффективные способы получения
и саженцев плодовых культур.
Культивирование растительного
материала в культуре in vitro:
исходного материала
Для селекции;оздоровления
растений.
основные принципы и модели
Характеризовать особенности
культивирования. Каллусогенез,
и функции методов селекции,
суспензионные культуры растений.
Микро размножение растений.
способов оздоровления растений.
Формулировать и объяснять
Экономический эффект
принцип традиционной
от внедрения методов
биотехнологии в растениеводство.
Криохранение растений.
иускореннойселекции,принцип
работы того или иного метода
оздоровления растений
Криопротекторы.
Посткриогенная регенерация.
Биологические средства защиты
растений: преимущества
и перспективы применения.
Термос и сосуд Дьюара с жидким
азотом, криопробирки.
Практическая работа«Размножение
плодовых растений черенкованием
34
Темы занятий
Количество
часов
Основное содержание
Виды деятельности обучающихся
и микроразмножением – пример
малины(или земляники, ежевики,
смородины)».
Практическая работа «Введение
растений в культуру in vitro
и поддержание чистой культуры
эксплантов».
Практическая работа «Размножение
картофеля в пробирке».
Исследовательская работа
«Как получают потомство
вегетативно размножаемых культур
если не семенами?»
Исследовательская работа
«Выращивание растений
в пробирке».
Исследовательская работа «Как
божья коровка урожай спасала–
о современных способах
Биологической защиты растений»
ИТОГО ПО МОДУЛЮ
34
35
Темы занятий
Количество
часов
Основное содержание
Виды деятельности обучающихся
Модуль «Современные биотехнологии в селекции». 11 класс(34ч)
1.Генетические ресурсы
России
6
Стратегии сохранения генетических Раскрывать содержание терминов
ресурсов. Сохранение растений
и понятий: сохранение растений
insituиexsitu.
in situ и ex situ.
Биоресурсные коллекции России.
Коллекция генетических ресурсов
Описывать процесс сохранения
растенийвусловияхinsituиexsitu.
растений ВИР. Гербарий БИН.
Характеризовать способы
Коллекция генетических ресурсов
животных ВНИИГРЖ. Коллекции
сохранения растений в условиях
insitu иexsitu.
клеток и штаммов ВНИИСХМ.
Исследовательская работа
Различать способы сохранения
растенийвусловияхinsituиexsitu.
«По материалам форума
Сравнивать особенности
«Генетические ресурсы России»
сохранения растений в условиях
insitu иexsitu.
Выявлять наиболее эффективный
приёмдлясохраненияконкретного
образца растений.
Характеризовать особенности
и функции.
Формулировать и объяснять
36
Темы занятий
Количество
часов
Основное содержание
Виды деятельности обучающихся
Принцип in situ и exsitu сохранения
Генетических ресурсов растений
2.Основы генетики
и селекции
8
Наследственность и изменчивость–
основные свойства живых
организмов. Изменчивость
Раскрывать содержание терминов
и понятий: наследственность,
изменчивость, ген, ДНК, РНК,
мутационная и модификационная.
белок,закон гомологических рядов
Ген – материальный носитель
в наследственной изменчивости.
наследственности изменчивости.
Описывать проявления
Нуклеиновые кислоты.
Локализация генетического
материалавклетке. Деление клеток.
модификационнойимутационной
изменчивости, строение ДНК
Репликация ДНК. Основная догма
молекулярной биологии.
Транскрипция. Трансляция.
Мутации.
иРНК,белков.
Характеризовать строение
И функции нуклеиновых кислот,
белков.
Закон гомологических рядов
Различать типы изменчивости.
Сравнивать мутационную
в наследственной изменчивости
Н.И. Вавилова в1920 и 2020 гг.
Практическая работа
и модификационную изменчивость.
Выявлять модификации и мутации.
Характеризовать особенности
«Модификационная изменчивость
в природе» (собрать и сравнить
и функции ДНК, РНК, белков.
Формулировать и объяснять
37
Темы занятий
Количество
часов
Основное содержание
Виды деятельности обучающихся
листья, цветки с одного растения
и/или с разных).
принцип действия закона
гомологических рядов
Исследовательская работа«ГМО–
в наследственной изменчивости
это мутации или модификации?»
3. Инженерия
в биологии растений
15
Клеточная и генная инженерия
Раскрывать содержание терминов
растений для развития селекции.
и понятий: клеточная и генная
Природно-трансгенные растения.
Растения-биофабрики.
инженериярастений,генетическое
редактирование, ГМО, in silico
Биотехнологические методы
в селекции растений.
Генетическое редактирование
анализ.
Описывать процесс клеточной
и генной инженерии растений,
культурных растений. Чем
генетическое редактирование
принципы генетического
редактирования,создание ГМО,
отличается от генетической
модификации.
Поискновых генов-мишеней:
этапы in silico анализа.
Характеризовать современные
достижения генной и клеточной
существующие методики.
инженерии разных видов растений,
проведение in silico анализа.
Проведение in silico анализа.
Генная инженерия зерновых
Различать генную и клеточную
культур. Генная инженерия
инженерию.
хлопчатника.Генная инженерия
Сравнивать биотехнологические
38
Темы занятий
Количество
часов
Основное содержание
Виды деятельности обучающихся
томата. Генная инженерия сои.
методы в селекции растений.
Генная инженерия плодовых
культур. Генная инженерия
картофеля.
Выявлять различия между
генетическим редактированием
и генетической модификацией.
Практическая работа «Проведение
Характеризовать особенности
in silico анализа для поиска новых
и функции.
генов-мишеней для редактирования
культурного растения (на выбор)»
Формулировать и объяснять
принцип клеточной и генной
инженерии, генетического
редактирования и генетической
модификации
4. Инженерия
в биологии животных
5
Современные методы
Раскрывать содержание терминов
в животноводстве: трансплантация
эмбрионов, химерные животные,
и понятий.
клонирование.
Описывать трансплантацию
эмбрионов, химерных животных,
Генная инженерия
в животноводстве.
Практическая работа «Проведение
клонирование.
Характеризовать трансплантацию
in silico анализа для поиска новых
клонирование.
генов-мишеней для редактирования
Различать трансплантацию
эмбрионов,химерных животных,
животного»(на выбор).
эмбрионов, химерных животных,
39
Темы занятий
Количество
часов
Основное содержание
Виды деятельности обучающихся
Исследовательская работа «Генная
инженерия животных: аргументы
клонирование.
за и против»
эмбрионов, химерных животных,
Сравнивать трансплантацию
клонирование.
Характеризовать особенности
и функции.
Формулировать и объяснять
принцип генной инженерии,
генетического редактирования
и генетической модификации
ИТОГО ПО МОДУЛЮ
34
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
68
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
40
ПРИЛОЖЕНИЕ.ФИЛЬМЫ И ЗАПИСИ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПРОГРАММ
Модуль «Агротехнологии настоящего и будущего». 10 класс
Тема 1. Биотехнология как наука
Документальный фильм Сергея Брилева «Новый свет. Николай Вавилов».
–URL: https://smotrim.ru/video/2618068
Документальный фильм «Семена, которые спасут человечество». –
URL:
https://smotrim.ru/brand/69345?utm_source=search&utm_campaign=autocomplete
Модуль «Современные биотехнологии в селекции». 11 класс
Тема 1. Генетические ресурсы России
Документальный фильм «Золотой зеленый запас». 15 апреля 2023. –
URL:https://smotrim.ru/video/2594704
Тема 2. Основы генетики и селекции
Фильмы из цикла «Матрица науки». Science and plants. Наука и
растения.
Зернобобовые. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=nCf9dl1Fpa8
Тема 3. Инженерия в биологии растений
Фильмы из цикла «Матрица науки». Science and plants. Наука и
растения.
Генетическое редактирование. – URL: https://tvspb.ru/programs/releases/107337/
40