РП по русскому языку 10-11 ФГОС

Краснодарский край Кущёвский район станица Кисляковская
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №2 им. Трубилина И.Т.

МУНИЦИПАЛЬН
ОЕ
АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВ
АТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВ
АТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 2
ИМЕНИ
ТРУБИЛИНА И.Т.

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета МАОУ
СОШ № 2 им. Трубилина И.
МО Кущёвский район
от 31.08.2023 года протокол №1
Председатель _______/О.Н.Лукаш/

Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №
2 ИМЕНИ ТРУБИЛИНА И.Т.
DN: C=RU, S=Краснодарский край, STREET="
352020, Краснодарский, Кущевский, Кисляковская,
Котляревского ул, 18", L=ст. Кисляковская,
T=Директор, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 ИМЕНИ
ТРУБИЛИНА И.Т., ОГРН=1022304241893,
СНИЛС=01226748019, ИНН ЮЛ=2340013191,
ИНН=234000174552, E=cbuo86168@yandex.ru,
G=Ольга Николаевна, SN=Лукаш,
CN=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №
2 ИМЕНИ ТРУБИЛИНА И.Т.
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2023-09-20 12:02:36
Foxit Reader Версия: 9.7.0

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По

русскому языку

Уровень образования (класс) среднее общее образование , 10-11 классы
Количество часов 204/3 в неделю
Учитель

Нестеренко Нелли Алексеевна

Программа разработана в соответствии ФГОС СОО
с учетом авторской программы по русскому языку Л.В.Бугровой «Русский
язык: рабочая программа: 10-11 классы: базовый и углубленный уровни».
Учебное пособие для 10: базовый и углубленный уровни /И.В.Гусарова-М.:,
«Вентана-Граф», 2019г.; учебное пособие для 11: базовый и углубленный
уровни /И.В.Гусарова-М.:, «Просвещение», 2021
с учётом УМК 10 класс И.В.Гусарова-М.: «Вентана-Граф», 2019г.; 11 класс
И.В.Гусарова-М.:, «Просвещение», 2021г.

Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для изучения русского языка в старшей школе (10-11
классы), соответствует Федеральному закону «Об образовании в Российской
Федерации», Федеральному государственному образовательному стандарту
(Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
основного общего
образования /Стандарты второго поколения / М.: «Просвещение», 2011).
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными актами:
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (приказ МОН РФ от 17 декабря 2010 г. №1897);
• Авторской программы «Русский язык: рабочая программа: 10-11 классы: базовый и
углубленный уровни». Автор: Л. В. Бугрова, Москва, «Вентана-Граф», 2017г
 Основной образовательной программы МАОУ СОШ№2 им. Трубилина И. Т.
Сроки реализации программы: 2021-2023 год (10-11классы)
Программа составлена на основе авторской программы «Русский язык: рабочая
программа: 10-11 классы: базовый и углубленный уровни». Автор: Л. В. Бугрова,
Москва, «Вентана-Граф», 2017г
Авторская программа рассчитана на 35 учебных недель, согласно календарному
учебному графику рабочая программа для 10-11 классов составлена на 34 недели.
Программа курса «Русский язык» для 10–11 классов (базовый и углублённый уровни)
подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом среднего общего образования, реализует его основные идеи, конкретизирует
цели и задачи, отражает обязательное для усвоения содержание обучения русскому языку
в старшей школе.
В настоящее время изучение русского языка рассматривается в предметной области
«Русский язык и литература» как важнейшая составляющая часть единой образовательной
области «Филология», что предполагает осуществление органичной связи языка и
литературы. Постижение глубины русской литературы — важнейшей части русской
культуры — невозможно без обращения к истокам слова. Именно на уроках русского
языка закладывается понимание живой сущности слова, его животворящих истоков, что
делает органичной связь между словом в языке и словом в литературе. В едином
пространстве культуры, прежде всего словесной, русский язык в лучших своих
литературных образцах — значимых текстах культуры — раскрывает величие этического
и эстетического идеала, приобщая новые поколения к достижениям в области
человеческого духа. Язык, осуществляя преемственную связь между поколениями,
является индикатором внутренней культуры каждого человека, раздвигает горизонты
внутреннего мира (по меткому выражению М. Хайдеггера, «границы моего языка
означают границы моего мира»), способствует развитию интеллектуальных и духовнонравственных основ личности.
Язык служит средством познания и самопознания. Существуя в пространстве культуры,
человек создаёт текст, в котором выражает себя, своё мироощущение, миропонимание,
реализует социальные потребности. Способность выразить себя в языке, создать текст в
соответствии с выбранной речевой стратегией создаёт предпосылки успешной
социализации, профессиональной компетентности, личностного становления.
В системе школьного образования русский язык имеет метапредметную функцию, являясь
средством и способом обучения. Умение пользоваться языком, создавать текст в
соответствии с речевой задачей — разный по цели, назначению, жанру — основа
школьного курса русского языка. На уроках русского языка (и в основной школе, и в

старшей школе) формируются навыки понимания текста, его информационной
переработки,
создания
вторичных
и
оригинальных
текстов,
развиваются
коммуникативные умения, совершенствуется речевая культура школьника, создаются
предпосылки личностного развития, внутреннего роста ученика.
Важнейшая цель изучения предметной области «Русский язык и литература» на
завершающем этапе школьногообучения заключается в том, чтобы развивать умение
пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных
мыслей и ощущений в устной и письменной форме, культуру читательского восприятия и
понимания литературных текстов, читательскую самостоятельность. Русский язык и
литература ориентированы на разные аспекты работы с текстом: языковой/речевой и
эстетический, по-разному формируют информационную компетентность; объединяет их
фокусировка на текстовой деятельности, связанной с развитием способностей и умений
самостоятельно создавать тексты различной природы. Этим объясняются общие подходы
в формировании результатов предметной области: результаты определяются через
деятельность, связанную с работой с текстом.
Курс «Русский язык» на углублённом уровне дополнен следующими целевыми
установками:
-углубить знания о лингвистике как науке, о русском языке как объекте научного
исследования, анализировать языковые явления и факты с учётом их различных
интерпретаций, в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым
явлениям;
-проводить комплексный лингвистический анализ языковых средств текста в
соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью,
стилистический анализ текстов разных стилей и функциональных разновидностей
языка, редактировать тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах
русского литературного языка;
-оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия
сфере и ситуации общения, разграничивать варианты норм и речевые нарушения,
анализировать коммуникативные качества и эффективность речи, понимать причины
коммуникативных неудач, предупреждать и преодолевать их, осуществлять речевой
самоконтроль, самооценку и самокоррекцию, совершенствовать собственные
коммуникативные способности.
Обозначенные целевые установки создают условия для формирования языковой
личности, способной выразить себя на языке и с помощью языка.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Изучение русского языка в старшей школе на углублённом уровне даёт возможность
достижения обучающимися следующих результатов:
Личностные результаты :
Осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
формирование гражданина и патриота своей страны, бережно относящегося к своему
языку и созданным на нём памятникам словесного искусства, осознающим свою
причастность к состоянию речевой культуры общества в целом.
Cформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу — создателю культурных ценностей, уважительного отношения к
другим культурам.

Сформированность языковой личности, способной выразить себя на языке и с помощью
языка, осознающей значение языка для саморазвития и самореализации, готовность и
способность к самостоятельной, творческой деятельности.
Способность делать осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её
ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов.
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
1.Патриотического воспитания
целостного отношения к отечественному, культурному, историческому и научному
наследию, понимания значения русского языка в жизни современного общества,
способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и
открытиях мировой и отечественной лингвистики, заинтересованности в научных
знаниях об устройстве мира и общества;
2.Гражданского воспитания и нравственного воспитания детей на основе
российских традиционных ценностей,
представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении
учебных, познавательных задач, выполнении экспериментов, создании учебных
проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой
учебной деятельности: готовности оценивать свое поведение и поступки своих
товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания
последствий поступков.
3.Духовного и нравственного воспитания детей на основе российских
традиционных ценностей
педагогически организованного процесса, в котором обучающимся передаются
духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия
обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы
общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей
многонационального народа Российской Федерации;
4.Приобщения детей к культурному наследию (эстетическое воспитание)
способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и
в искусстве, воспитания эстетических чувств, суждений, вкусов, а также
способности и потребности участвовать в создании прекрасного в искусстве и в
жизни;
5.Популяризации научных знаний среди детей (ценности научного познания)
мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития
науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира;
представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях
человека с природной средой, о роли предмета в познании этих закономерностей;
познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету,
необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений;
познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной
работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими
средствами информационных технологий;
интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к
самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору
направленности и уровня обучения в дальнейшем;
6.Физического воспитания и формирования культуры здоровья
Осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки
на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек,
необходимости соблюдения правил безопасности в быту и реальной жизни;
7.Трудового воспитания и профессионального самоопределения
коммуникативной
компетентности
в
общественно
полезной,
учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на

основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной
траектории продолжения образования с учетом личностных интересов и
способности к предмету, общественных интересов и потребностей;
8.Экологического воспитания
экологически целесообразного отношения к природе как источнику жизни на Земле,
основе ее существования, понимания ценности здорового и безопасного образа
жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому
здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при
работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения
задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня
экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем
и путей их решения посредством методов предмета;
экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной,
коммуникативной и социальной практике.
Метапредметные результаты:
Умение самостоятельно определять цели учебной и творческой деятельности, составлять
планы, учебные алгоритмы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать
и корректировать деятельность; анализировать свои образовательные приращения,
выбирать способы корректировки достигнутых результатов; в ситуациях общения
выбирать успешные речевые стратегии.
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
в сотрудничестве с другими людьми, учитывать позиции других участников деятельности,
коммуникативно целесообразно взаимодействовать с другими людьми, эффективно
предупреждать и разрешать конфликты в межличностном общении.
Владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания.
Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей
разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников.
Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых
и этических норм, норм информационной безопасности.
Умение самостоятельно оценивать модели поведения и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей,
основываясь на общечеловеческих ценностях и традиционных ценностях русской
культуры.
Овладение языком — умением ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства.
Овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.

Планируемые предметные результаты освоения курса
Выпускник на базовом уровне научится

Выпускник на углублённом уровне научится

распознавать уровни и единицы языка в
предъявленном тексте

рассматривать язык в качестве
многофункциональной развивающейся системы

использовать языковые средства адекватно цели
и ситуации речевого общения

видеть взаимосвязь единиц и уровней языка

опознавать в предъявленных текстах формы
русского языка (литературный язык,
просторечие, народные говоры,
профессиональные разновидности, жаргон,
арго)
различать основные разновидности
монологической и диалогической речи

характеризовать единицы языка того или иного
уровня

создавать устные и письменные высказывания,
монологические и диалогические тексты
определённой функционально-смысловой
принадлежности (описание, повествование,
рассуждение) и определённых жанров (тезисы,
конспекты, выступления, лекции, отчёты,
сообщения, аннотации, рефераты, доклады,
сочинения)

анализировать роль форм русского языка,
использованных в предъявленных текстах

определять признаки и структурные элементы
текста

комментировать высказывания о богатстве и
выразительности русского языка

опознавать типы текстов

анализировать языковые средства в зависимости
от типа и жанра высказывания

подбирать и использовать языковые средства в
зависимости от типа высказывания и в
соответствии с типом текста

использовать синонимические ресурсы русского
языка для более точного выражения мысли и
усиления выразительности речи

определять тему, проблему и основную
мысль текста
анализировать текст с точки зрения наличия в
нём явной и скрытой, основной и
второстепенной информации

иметь представление об истории русского
языкознания
выражать согласие или несогласие с мнением
собеседника в соответствии с правилами ведения
диалогической речи

определять лексические и грамматические
средства связи предложений в тексте в
соответствии с видами связи

характеризовать языковые средства в соответствии
с типом и жанром текста

выделять основные признаки определённого
стиля речи

опознавать лексические и синтаксические
средства языка в текстах определённого стиля
речи

различать и анализировать тексты разных
жанров в соответствии с функциональностилевой принадлежностью текста

дифференцировать главную и второстепенную
информацию, известную и неизвестную
информацию прослушанного текста

анализировать языковые единицы с точки зрения
правильности, точности и уместности их
употребления

создавать тексты разных жанров в соответствии
с функционально-стилевой принадлежностью
текста

проводить самостоятельный поиск текстовой и
нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию

отмечать отличия языка художественной
литературы от других разновидностей
современного русского языка

оценивать стилистические ресурсы языка

опознавать в тексте и называть изобразительновыразительные средства языка, определять их
тип (лексические, синтаксические,
фонетические)
анализировать текст с точки зрения наличия в
нём определённых изобразительновыразительных средств

создавать тексты определённого стиля в некоторых
жанрах, относящихся к этому стилю

использовать изобразительно-выразительные
средства языка в устных и письменных текстах
разных жанров и стилей

владеть умениями информационной переработки
прочитанных и прослушанных текстов и
представлять их в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов

использовать при работе с текстом разные
виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и
аудирования (с полным пониманием текста, с
пониманием основного содержания, с
выборочным извлечением информации)

создавать отзывы, рецензии, аннотации на
предложенный текст

извлекать необходимую информацию из
различных источников и переводить её в
текстовый формат

характеризовать основные аспекты культуры речи

выделять основные аспекты культуры речи

соблюдать культуру чтения, говорения,
аудирования и письма
соблюдать культуру научного и делового
общения в устной и письменной форме, в том
числе при обсуждении дискуссионных проблем

выбирать тему, определять цель и подбирать
материал для публичного выступления

проводить комплексный анализ текстов разной
функционально-стилевой и жанровой
принадлежности

соблюдать культуру публичной речи

соблюдать нормы речевого поведения в
разговорной речи, а также в учебно-научной и
официально-деловой сферах общения

опознавать основные виды языковых норм

опознавать типичные случаи несоблюдения
языковых норм
осуществлять речевой самоконтроль

соблюдать в речевой практике основные
орфоэпические, лексические, грамматические,
стилистические, орфографические и
пунктуационные нормы русского
литературного языка
оценивать собственную и чужую речь с позиции
соответствия языковым нормам

оценивать коммуникативные качества и
эффективность собственной и чужой речи

использовать основные нормативные словари и
справочники для оценки устных и письменных
высказываний с точки зрения соответствия
языковым нормам

совершенствовать орфографические и
пунктуационные умения и навыки на основе
знаний о нормах русского литературного языка
использовать основные нормативные словари и
справочники для расширения словарного запаса и
спектра используемых языковых средств
оценивать эстетическую сторону речевого
высказывания при анализе текстов художественной
литературы

Выпускник на базовом уровне получит
возможность научиться
видеть взаимосвязь единиц и уровней языка

Выпускник на углублённом уровне получит
возможность
научиться
проводить комплексный анализ языковых единиц в
тексте

характеризовать единицы языка того или иного
уровня
анализировать языковые единицы с точки
зрения правильности, точности и уместности их
употребления

выделять и описывать социальные функции
русского языка
проводить лингвистические эксперименты,
связанные с социальными функциями языка, и
использовать его результаты в практической
речевой деятельности

анализировать роль форм русского языка,
использованных в предъявленных текстах

анализировать языковые явления и факты,
допускающие неоднозначную интерпретацию

комментировать высказывания о богатстве и
выразительности русского языка

характеризовать роль форм русского языка в
становлении и развитии русского языка

анализировать языковые средства в зависимости
от типа и жанра высказывания

проводить лингвистический анализ форм
существования русского языка на примере
различных текстов

использовать синонимические ресурсы русского
языка для более точного выражения мысли и
усиления выразительности речи

проводить анализ прочитанных и прослушанных
текстов и представлять их в виде
доклада, статьи, рецензии, резюме

иметь представление об истории русского
языкознания

проводить комплексный лингвистический анализ
текста в соответствии с его функциональностилевой и жанровой принадлежностью

выражать согласие или несогласие с мнением
собеседника в соответствии с правилами
ведения диалогической речи

критически оценивать устный монологический
текст и устный диалогический текст

характеризовать языковые средства в
соответствии с типом и жанром текста

создавать тексты определённого стиля в различных
жанрах

опознавать лексические и синтаксические
средства языка в текстах определённого стиля
речи

выступать перед аудиторией с текстами различной
жанровой принадлежности

дифференцировать главную и второстепенную
информацию, известную и неизвестную
информацию прослушанного текста

осуществлять речевой самоконтроль, самооценку,
самокоррекцию

проводить самостоятельный поиск текстовой и
нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию

использовать языковые средства с учётом
вариативности современного русского языка

создавать тексты определённого стиля в
некоторых жанрах, относящихся к этому стилю;

проводить анализ коммуникативных качеств и
эффективности речи

проводить комплексный анализ текстов разной
функционально-стилевой и жанровой
принадлежности

редактировать устные и письменные тексты
различных стилей и жанров на основе знаний о
нормах русского литературного языка

владеть умениями информационной
переработки прочитанных и прослушанных
текстов и представлять их в виде тезисов,
конспектов, аннотаций, рефератов

определять пути для совершенствования
собственных коммуникативных способностей и
культуры речи

создавать отзывы, рецензии, аннотации на
предложенный текст
характеризовать основные аспекты культуры
речи
соблюдать культуру чтения, говорения,
аудирования и письма
соблюдать нормы речевого поведения в
разговорной речи, а также в учебно-научной и
официально-деловой сферах общения
соблюдать нормы речевого поведения в
разговорной речи, а также в учебно-научной и
официально-деловой сферах общения

опознавать типичные случаи несоблюдения
языковых норм
осуществлять речевой самоконтроль
оценивать коммуникативные качества и
эффективность собственной и чужой речи
совершенствовать орфографические и
пунктуационные умения и навыки на основе
знаний о нормах русского литературного языка
использовать основные нормативные словари и
справочники для расширения словарного запаса
и спектра используемых языковых средств

оценивать эстетическую сторону речевого
высказывания при анализе текстов
художественной литературы
воспринимать лингвистику как часть
общечеловеческого гуманитарного знания

Содержание курса
(Углубленный уровень)
Язык. Общие сведения о языке.
Основные разделы науки о языке
Язык как знаковая система и общественное явление. Языки естественные и
искусственные. Языки государственные, мировые, межнационального общения.
Основные функции языка. Социальные функции русского языка.
Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков.
Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии
русского языка.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской
Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном
общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык,
просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Роль
форм русского языка в становлении и развитии русского языка. Активные процессы в
русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат
взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка.
Русский язык как объект научного изучения. Русистика и её разделы. Виднейшие учёныелингвисты и их работы. Основные направления развития русистики в наши дни.
Речь. Речевое общение
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой
деятельности.
Основные сферы речевого общения, их соотнесённость с функциональными
разновидностями языка. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности:
продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные (аудирование, чтение), их особенности.
Особенности восприятия чужого высказывания (устного и письменного) и создания
собственного высказывания в устной и письменной форме.
Овладение речевыми стратегиями и тактиками, обеспечивающими успешность общения в
различных жизненных ситуациях. Выбор речевой тактики и языковых средств,
адекватных характеру речевой ситуации.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации
речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Осознанное использование разных видов чтения и аудирования в зависимости от
коммуникативной установки. Способность извлекать необходимую информацию из
различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том
числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях,
официально-деловых
текстов,
справочной
литературы.
Владение
умениями
информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их
в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов. Комплексный лингвистический анализ
языковых средств текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой
принадлежностью.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и
диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических
высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой

сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных
ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения. Выступление перед аудиторией
с докладом; представление реферата, проекта на лингвистическую тему.
Функциональная
стилистика
как
учение
о
функционально-стилистической
дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой,
публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как
разновидности современного русского языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые
средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического,
официально-делового стилей.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск
материала. Композиция публичного выступления.
Культура публичного выступления с текстами различной жанровой принадлежности.
Речевой самоконтроль, самооценка, самокоррекция.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия,
выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк и др.),
официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей,
разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Совершенствование умений и навыков создания
текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной
литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки
художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной
задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных
разновидностей языка.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный,
коммуникативный и этический.
Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления
традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские
имена. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность
речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Причины
коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.
Культура видов речевой деятельности — чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск
материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности
речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.
Культура разговорной речи.
Языковая норма и её функции. Основные виды языковых норм: орфоэпические
(произносительные
и
акцентологические),
лексические,
грамматические
(морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного
языка. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование
орфографических и пунктуационных умений и навыков. Совершенствование собственных
коммуникативных способностей и культуры речи. Соблюдение норм литературного языка
в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом
высказывании. Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии
со сферами и ситуациями речевого общения.

Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с точки зрения её
эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач. Разные способы
редактирования текстов.
Анализ коммуникативных качеств и эффективности речи. Редактирование текстов
различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их
использование.
Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об
истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и
культурные традиции страны.

Тематическое планирование
10 класс
Тема раздела, программы, количество
Характеристика основных видов
отводимых учебных часов
деятельности

Введение в курс русского языка 10
класса.
(1 час)

Содержательный учебный блок I
(20 ч)
Модуль 1.Общие сведения о языке
4

Анализировать языковой материал,
сравнивать варианты, осуществлять
выбор правильного варианта;
перерабатывать информацию.
Определять цель учебной деятельности;
выбирать средства достижения цели;
планировать учебную деятельность;
оценивать способы достижения цели;
сохранять познавательную задачу в
течение урока, самостоятельно
анализировать и исправлять свои ошибки; оценивать учебные достижения.
Выдвигать и обосновывать точку
зрения, использовать речевые средства
в соответствии с речевой ситуацией

Основные
направления
воспитательной
деятельности
1,2

1,3
Готовить высказывание об одной из
гипотез происхождения языка,
оцениватьинформацию, осуществлять
знаково-символическую переработку
информации
Определять основные функции языка,
выборочно читать, извлекая нужную
информацию из текста, осуществлять
знаково-символическую переработку
информации, определять стилевую
принадлежность текста, специфические
стилевые черты, аргументировать свой
ответ, определять лексическое
значение слова, объяснять
пунктограммы.
Определять взаимосвязь языка и
мышления, осуществлять знаковосимволическую переработку
информации, проводить
лингвистическое мини-исследование и
оформлять результаты в жанре научной
мини-статьи
Анализировать выделенные в тексте
языковые единицы с точки зрения плана
выражения и плана содержания,
выделять языковые знаки, анализировать содержание текста,
оценивать приведённое высказывание с
точки зрения фактической точности,
определять лексическое значение слова,
объяснять орфограммы и

пунктограммы, анализировать
лексические, морфологические,
синтаксические языковые
средства,определять стилистическую
принадлежность текста; осуществлять
знаково-символическую переработку
информации, составлять схемы,
таблицы.
Определять различия между естественными и искусственными языками,
специализированными и
неспециализированными
Анализировать учебный текст,
соотносить текстовую и внетекстовую
информацию, осуществлять знаковосимволическую переработку информации, сопоставлять уровни языковой
системы.
Модуль 2.Речь как процесс
коммуникативной деятельности

7

Анализировать диалог, различать
внешнюю и внутреннюю речь,
восстанавливать внутреннюю речь,
создавать высказывания, в которых
выражены разные значения термина
«речь».
Характеризовать языковые и внеязыковые особенности, присущие
монологическим и диалогическим
формам речи, устным и письменным
формам речи, осуществлять знаковосимволическую переработку текста.
Классифицировать монологические
высказывания с точки зрения их
основной цели, характеризовать
особенности информационной, убеждающей, побуждающей речи,
устанавливать принадлежность текста к
одной из разновидностей, структурировать тексты с учётом
коммуникативной задачи,
информационно перерабатывать текст,
составлять схемы.
Осуществлять информационную
переработку текста, составлять
таблицы, определять особенности
диалогической речи на примере текстов,
разновидности диалогов, анализировать
характер доводов и пояснений в
диалогах, характеризовать аргументы с
точки зрения их убедительности.
Осуществлять информационную
переработку текста, определять
проблему текста, типы проблем,
применять разные способы выявления
проблем, анализировать формулировки

проблем, предупреждать типичные
ошибки в их формулировке.
Модуль 3.Орфография

2

Осуществлять информационную
переработку текста, объяснять
написание сложных слов, обосновывать
выбор слитного, дефисного,
раздельного написания, используя
справочные материалы учебника,
составлять алгоритм определения
правильного написания сложных слов.
Выдвигать и обосновывать точку
зрения, формулировать ответ на
поставленный вопрос, аргументировать
свой ответ, продуктивно общаться и
взаимодействовать в процессе
совместной групповой деятельности;
осознанно использовать речевые
средствав соответствии с речевой
ситуацией; создавать устные и
письменные тексты для решения разных
задач общения

Модуль4. Синтаксис и пунктуация

7

Осуществлять информационную
переработку текста, составлять схемы,
характеризовать основные
синтаксические единицы с точки зрения
их структуры и функций, производить
синтаксический анализ.
Характеризовать словосочетания с
точки зрения их строения, типов, видов
грамматической связи, характера
смысловых отношений между
компонентами словосочетания,
определять виды грамматической связи
в словосочетании
Осуществлять информационную
переработку текста, анализировать
словосочетания, предупреждать
типичные ошибки в управлении.
Классифицировать предложения,
характеризовать их, производить их
синтаксический анализ; осуществлять
информационную переработку текста
Понимать назначение прямого и
обратного порядка слов в предложении,
предупреждать ошибки в
использовании порядка слов.
Понимать принципы русской
пунктуации, объяснять функции знаков
препинания, овладевать навыками
создания текста лингвистической
тематики в жанре эпидейктической
речи; осуществлять информационную

переработку текста.
Анализировать условия постановки
знаков препинания и осуществлять
выбор знаков препинания при прямой,
косвенной, несобственно-прямой речи,
правильно оформлять цитаты, находить
в тексте несобственно-прямую речь,
объяснять её функциональное
назначение в повествовании;
осуществлять информационную
переработку текста.
Содержательный учебный блок II
(12ч)
Модуль5. Становление и развитие
3
русского языка

Модуль 6.Текст как результат речевой 2
деятельности

Модуль7. Орфография

2

2,3
Анализировать слова с точки зрения их
происхождения, проводить
лингвистические исследования и
оформлять их в жанре научной министатьи.
Характеризовать этапы развития
русского литературного языка
Определять проблему текста, типы
проблем, применять разные способы
выявления проблем, анализировать
формулировки проблем, предупреждать
типичные ошибки в их формулировке.
Выдвигать и обосновывать точку
зрения, аргументировать свой ответ,
продуктивно общаться и
взаимодействовать в процессе
совместной деятельности; осознанно
использовать речевые средства в
соответствии с ситуацией общения и
коммуникативной задачей; создавать
устные и письменные тексты для
решения разных задач общения
Характеризовать текст с точки зрения
смысловой цельности и связности,
определять стилевую принадлежность
текста и ведущий тип речи.
Характеризовать способы и средства
связи предложений в тексте
Характеризовать функциональносмысловые типы речи, сравнивать
тексты разной типовой принадлежности
с точки зрения функционального
назначения, анализировать текст и
создавать текст заданной
функциональной направленности
Анализировать текст в функциональном, стилистическом, смысловом
аспектах.
Выбирать прописную или строчную

Модуль 8.Синтаксис и пунктуация

5

Содержательный учебный блок III
(13ч)
Модуль 9.Краткая история русской
2
письменности и реформы русского
письма

букву в соответствии с правилом,
объяснять орфограммы и пунктограммы
в тексте, осуществлять комплексный
анализ текста.
Выдвигать и обосновывать точку
зрения, аргументировать свой ответ,
продуктивно общаться и
взаимодействовать в процессе
совместной деятельности; осознанно
использовать речевые средства в
соответствии с ситуацией общения и
коммуникативной задачей; создавать
устные и письменные тексты для решения разных задач общения
Определять способы выражения
подлежащего и сказуемого,
характеризовать типы сказуемых.
выбирать правильный вариант формы
сказуемого при подлежащем.
Определять условия постановки тире
между подлежащим и сказуемым,
объяснять пунктограммы.
Определять виды односоставных
предложений, их функциональную роль
Характеризовать разновидности
именных односоставных предложений
1,2,5
Осмыслить историю возникновения и
развития русского языка в соотнесении
с культурой в целом и национальной
культурой в частности
Анализировать учебный материал,
связанный с историей языка
Анализировать учебный материал,
связанный с историей языка.
Анализировать информацию, связанную
с историей русской орфографии,
представлять её в нетекстовой форме
Понять принципы русской орфографии.

Модуль 10.Виды речевой
деятельности и способы фиксации
информации

3

Характеризовать виды речевой
деятельности, осуществлять выбор
способа чтения в зависимости от цели,
осуществлять сжатие текста, переводить
его в нетекстовую форму.
Создавать вторичные тексты: конспект,
реферат, аннотацию, тезисы, рецензию.
Комментировать проблему, используя
разные способы составления
комментариев.

11.Модуль Орфография

2

Осуществлять выбор одной и двух н в
суффиксах слов разных частей речи;

Модуль 12.Синтаксис и пунктуация

6

Содержательный учебный блок IV
(24 ч)
Модуль 13.Лексика и фразеология
13

анализировать языковые единицы в
тексте, совершенствовать орфографические навыки на основе работы с
текстом.
Указывать второстепенные члены
предложения, определять их
разновидности, указывать, чем они
выражены, объяснять пунктограммы .
Осуществлять выбор дефисного или
раздельного написания одиночных
приложений.
Указывать неполные предложения,
определять разновидности неполных
предложений.
Объяснять пунктограммы, определять
случаи постановки тире в разных типах
неполных предложений
Определять нечленимые предложения,
указывать их разновидности и способ
выражения
3,5
Анализировать лексическое значение
слова, устранять нарушения
лексической сочетаемости слов.
Различать многозначные слова и
омонимы, предупреждать речевые
ошибки, связанные с неправильным
употреблением омонимов.
Анализировать пути возникновения
омонимов, проводить лингвистическое
исследование, указывать разновидности
омонимов.
Находить синонимы, определять их
роль в предложениях и в текстах,
выбирать наиболее точные синонимы.
Различать слова с положительной и
отрицательной эмоциональноэкспрессивной окраской, объяснять их
роль в тексте, подбирать к ним
нейтральные синонимы.
Указывать диалектные, профессиональные, жаргонные слова, объяснять
роль малоупотребительных слов в
тексте.
Различать группы диалектных слов с
лексической точки зрения и с точки
зрения территории их распространения,
объяснять их значение, отвечать на
проблемный вопрос.
Различать исконно русскую и
заимствованную лексику, указывать
старославянизмы, находить

интернациональные признаки
заимствованных слов.
заимствованные слова,
классифицировать их на лексически
освоенные и экзотизмы, объяснять
назначение экзотизмов в художественной речи.
Указывать историзмы и архаизмы,
выяснять их лексическое значение;
подбирать современный синоним
архаизма, выяснять лексическое
значение слов-неологизмов, указывать
окказионализмы, объяснять их смысл;
определять характер архаизмов
(лексические, лексико-фонетические,
лексико-сло- вообразовательные,
грамматические, семантические
архаизмы).
Отличать фразеологизмы от других
лексических единиц, объяснять их
смысл, роль в тексте, классифицировать
фразеологизмы по сфере употребления,
стилистической окрашенности.
Различать типы фразеологических
единиц с точки зрения смысловой
близости; различать типы
фразеологических единиц с точки
зрения их происхождения.
Модуль 14.Функциональные стили
речи

5

Модуль15. Орфография

1

Выявлять стилеобразующие и языковые
особенности научного стиля,
официально-делового стиля,
публицистического стиля,
характеризовать его разновидности.
Выявлять стилеобразующие и языковые
особенности языка художественной
литературы.
Выдвигать и обосновывать точку
зрения, аргументировать свой ответ,
продуктивно общаться и
взаимодействовать в процессе совместной деятельности; осознанно
использовать речевые средства в
соответствии с ситуацией общения;
создавать устные и письменные тексты
для решения разных задач общения
Различать значения приставок ,
осуществлять выбор приставки.
Определять цель учебной деятельности;
выбирать средства достижения цели;
планировать учебную деятельность;
оценивать способы достижения цели;
сохранять познавательную задачу в
течение урока, самостоятельно

Модуль 16.Синтаксис и пунктуация

5

Содержательный учебный блок V
(16ч)
Модуль17. Фонетика
5

анализировать и исправлять свои ошибки; оценивать учебные достижения.
Выдвигать и обосновывать точку
зрения, аргументировать свой ответ,
продуктивно общаться и
взаимодействовать в процессе совместной деятельности; осознанно
использовать речевые средства в
соответствии с ситуацией общения;
создавать устные и письменные тексты
для решения разных задач общения.
Классифицировать предложения по
наличию союзных средств связи,
характеризовать части многочленных
предложений, объяснять пунктограммы.
Определять цель учебной деятельности;
выбирать средства достижения цели;
планировать учебную деятельность;
оценивать способы достижения цели;
сохранять познавательную задачу в
течение урока, самостоятельно
анализировать и исправлять свои ошибки; оценивать учебные достижения.
Определять характер смысловых
отношений между частями
сложносочинённого предложения,
анализировать текст.
Объяснять пунктограммы в сложносочинённом предложении,
осуществлять выбор знаков препинания
в сложносочинённом предложении.
Осуществлять проверку учебных
достижений, анализировать результаты,
находить пути восполнения выявленных
пробелов в знаниях.
1,2,5
Классифицировать единицы фонетики,
определять изобразительные средства
фонетики, характеризовать их роль,
определять понятие фонемы,
соотносить звуки речи и фонемы,
различать слабые и сильные позиции
для гласных и согласных фонем,
транскрибировать слова
Классифицировать согласные звуки по
способу и месту образования,
транскрибировать слова, выявлять
позиционные чередования звуков, определять сильную и слабую позиции.
Классифицировать гласные звуки по
способу и месту образования,
транскрибировать слова.

Определять границы слогов, делить
слова на слоги в соответствии с
законами русского слогоделения,
характеризовать слоги, анализировать
орфографические правила переноса
слов
Модуль 18.Нормы русского
литературного языка

3

Указывать типы норм, характеризовать
нормы с точки зрения обязательности и
вариативности, работать со словарями.
Прослеживать пути формирования
современных орфоэпических норм,
разграничивать «старшую» и
«младшую» произносительные нормы,
указывать признаки «старшей»
орфоэпической нормы в текстах;
классифицировать слова на группы в
зависимости от произношения;
осуществлять выбор правильного
ударения и произношения в
определённых словах, произносить
заимствованные слова в соответствии с
принятыми нормами, пользоваться
словарями.
Анализировать текст в функциональном, смысловом, лингвистическом
аспектах.

Модуль 19.Орфография

3

Осуществлять выбор ь после шипящих,
объяснять особенности правописания,
определять цель учебной деятельности;
выбирать средства достижения цели;
планировать учебную деятельность;
оценивать способы достижения цели;
сохранять познавательную задачу в
течение урока, самостоятельно
анализировать и исправлять свои ошибки; оценивать учебные достижения.
Осуществлять выбор букв з-/с- на конце
приставок, букв ииы в корне слова
после приставок, объяснять
особенности правописания.
Осуществлять выбор букв ииы в корне
слова после приставок, объяснять
особенности правописания
Осуществлять выбор гласных букв и
сомнительных согласных в корне слова,
объяснять орфограммы и
пунктограммы.
Указывать слова, в которых отмечаются фонетические процессы в
области согласных звуков, ставить
согласные в сильную позицию по
звонкости-глухости.

Модуль 20.Синтаксис и пунктуация

5

Содержательный учебный блок VI
(13 ч)
Модуль 21.Морфемика и
5
словообразование

Модуль 22.Русский речевой этикет

2

Характеризовать сложноподчинённые
предложения, средства связи,
определять типы придаточных,
объяснять пунктограммы.
Составлять схемы сложноподчинённых
предложений, расставлять знаки
препинания в сложноподчинённом
предложении,определять типы
придаточных, объяснять пунктограммы,
расставлять знаки препинания в
сложноподчинённом предложении с
несколькими придаточными,
определять последовательное, однородное, параллельное, комбинированное
подчинение.
1,3
Анализировать морфемный состав
слова, разбирать слово по составу,
определять цель учебной деятельности;
выбирать средства достижения цели;
планировать учебную деятельность;
оценивать способы достижения цели;
сохранять познавательную задачу в
течение урока, самостоятельно
анализировать и исправлять свои ошибки; оценивать учебные достижения.
Выдвигать и обосновывать точку
зрения, аргументировать свой ответ,
продуктивно общаться и
взаимодействовать в процессе
совместной деятельности; осознанно
использовать речевые средства в
соответствии с речевой ситуацией;
создавать устные и письменные тексты
для решения разных задач общения
Анализировать морфемный состав
слова, разбирать слово по составу,
выделять формообразующие и
словообразовательные аффиксы,
определять нулевые словообразовательные и формообразующие
суффиксы, окончания.
Классифицировать основы слова,
указывать производящее и производное
слово, находить общий с исторической
точки зрения корень слов, определять
между ними смысловую связь, делать
морфемный анализ выделенных слов.
Анализировать речевую ситуацию,
осуществлять выбор речевых средств,
обусловленный специфическими
чертами русского национального этике-

та, анализировать исторический текст с
точки зрения специфики речевого
этикета, наблюдать особенности в
использовании форм этикета.
Выбирать этикетные формы в соответствии с речевой ситуацией.
Модуль23. Орфография

3

Модуль 24.Синтаксис и пунктуация

3

Обобщение и систематизация изученного
материала. Итоговый контроль по
блокам
1-6.
(3 ч)

ИТОГО: 102

Объяснять условия выбора гласной в
корнях с чередованием, анализировать
текст, объяснять условия выбора в
разных морфемах, классифицировать
слова с орфограммами по заданному
признаку.
Объяснять условия выбора орфограммы, классифицировать слова с
орфограммами по заданному признаку.
Объяснять условия выбора орфограммы, классифицировать слова с
орфограммами по заданному признаку
Определять характер смысловых
отношений в бессоюзном сложном
предложении, объяснять пунктограммы
и орфограммы, определять характер
смысловых отношений в бессоюзном
сложном предложении, делать схемы
предложений, расставлять знаки
препинания.
Составлять схемы предложений,
определять виды связи, характеризовать
характер отношений между частями
сложного предложения, расставлять
знаки препинания.
Осуществлять проверку учебных
достижений, анализировать результаты,
находить пути восполнения выявленных
пробелов в знаниях.
Определять цель учебной деятельности;
выбирать средства достижения цели;
планировать учебную деятельность;
оценивать способы достижения цели;
сохранять познавательную задачу в
течение урока, самостоятельно
анализировать и исправлять свои ошибки; оценивать учебные достижения.

2,3

11 класс
Тема раздела, программы, количество
Ко Характеристика основных
отводимых учебных часов
л- видов деятельности
во
ча
со
в
Введение в курс русского языка 11 класса. Цель
1 Анализировать языковой
изучения курса. Входное диагностическое
материал, сравнивать
Входное диагностическое тестирование
варианты, осуществлять
выбор правильного варианта;
перерабатывать
информацию.
Определять цель учебной
деятельности; выбирать
средства достижения цели;
планировать учебную
деятельность; оценивать
способы достижения цели;
сохранять познавательную
задачу в течение урока,
самостоятельно
анализировать и исправлять
свои ошибки; оценивать
учебные достижения.
Выдвигать и обосновывать
точку зрения, использовать
речевые средства в
соответствии с речевой
ситуацией
Анализировать языковой
9
Содержательный учебный блок I
материал, сравнивать
Морфология как раздел грамматики
варианты, осуществлять
выбор правильного варианта;
Принципы классификации слов по частям речи
перерабатывать
информацию.
Междометие и звукоподражательные слова как
Определять цель учебной
особые части речи
деятельности; выбирать
Орфография
средства достижения цели;
планировать учебную
Правописание НЕ со словами разных частей речи
деятельность; оценивать
Основные качества хорошей речи
способы достижения цели;
сохранять познавательную
Правильность, богатство, чистота, точность,
задачу в течение урока,
логичность, уместность речи.
самостоятельно
анализировать и исправлять
Выразительность речи; изобразительновыразительные средства языка: тропы и фигуры речи. свои ошибки; оценивать
учебные достижения.
Синтаксис и пунктуация
Выдвигать и обосновывать
точку зрения, использовать
Знаки препинания при междометиях
речевые средства в

Основные
направления
воспитатель
ной
деятельност
и
1,3

2,3,5

Знаки препинания при обращениях.
Содержательный учебный блок II

11

Служебные части речи
Предлог как служебная часть речи
Союз как служебная часть речи
Частица как служебная часть речи
Орфография
Правописание частиц
Особенности правописания оборотов «не кто иной,
как»; «ничто иное не»

соответствии с речевой
ситуацией
Выдвигать и обосновывать
точку зрения,
аргументировать свой ответ,
продуктивно общаться и
взаимодействовать в
процессе совместной
деятельности; осознанно
использовать речевые
средства в соответствии с
речевой ситуацией;
создавать устные и
письменные тексты для
решения разных задач
общения

1,3,5

Нормы языка и культура речи
Употребление предлогов и союзов
Синтаксис и пунктуация
Вводные компоненты и знаки препинания при них
Вставные конструкции и знаки препинания при них
Содержательный учебный блок III

13

Имя существительное как часть речи
Лексико-грамматические разряды имен
существительных: собственные - нарицательные

Содержательный учебный блок IV
Имя прилагательное как часть речи
Лексико-грамматические разряды имен
прилагательных: качественные,
относительные, притяжательные. Взаимопереход из

10

Анализировать языковой
2,3
материал, сравнивать
варианты, осуществлять
выбор правильного варианта;
перерабатывать
информацию.
Определять цель учебной
деятельности; выбирать
средства достижения цели;
планировать учебную
деятельность; оценивать
способы достижения цели;
сохранять познавательную
задачу в течение урока,
самостоятельно
анализировать и исправлять
свои ошибки; оценивать
учебные достижения.
Выдвигать и обосновывать
точку зрения, использовать
речевые средства в
соответствии с речевой
ситуацией
Выдвигать и обосновывать
1,2,3
точку зрения,
аргументировать свой ответ,
продуктивно общаться и
взаимодействовать в
процессе совместной
деятельности; осознанно

использовать речевые
средства в соответствии с
речевой ситуацией;
создавать устные и
письменные тексты для
решения разных задач
общения

разряда в разряд
Полная и краткая форма качественных имен
прилагательных
Степени сравнения качественных имен
прилагательных, степени качества
Словообразование имен прилагательных
Переход слов других частей речи в разряд имен
прилагательных, переход имен прилагательных в
разряд существительных.
Орфография
Правописание суффиксов имен прилагательных
Нормы языка и культура речи
Употребление форм имен прилагательных:
Синтаксис и пунктуация
Синтаксические функции имен прилагательных;
Однородные и неоднородные определения и знаки
препинания при них.
Содержательный учебный блок V

8

Имя числительное как часть речи
Классификация числительных по составу: простые,
сложные, составные и разрядам: количественные и
порядковые
Переход имен числительных в разряд слов других
частей речи
Орфография
Особенности склонения и правописания
количественных и порядковых (простых, составных,
сложных) числительных и числительных, входящих в
состав сложных слов
Нормы языка и культура речи
Особенности употребления форм имен числительных.
Синтаксис и пунктуация
Синтаксические функции имен числительных
Обособленные уточняющие дополнения
(ограничительно-выделительные обороты со словами
кроме, помимо, исключая, включая и т.п.) и их
пунктуационное оформленеие)
Содержательный учебный блок VI
Местоимение как часть речи

8

Анализировать языковой
2,5
материал, сравнивать
варианты, осуществлять
выбор правильного варианта;
перерабатывать
информацию.
Определять цель учебной
деятельности; выбирать
средства достижения цели;
планировать учебную
деятельность; оценивать
способы достижения цели;
сохранять познавательную
задачу в течение урока,
самостоятельно
анализировать и исправлять
свои ошибки; оценивать
учебные достижения.
Выдвигать и обосновывать
точку зрения, использовать
речевые средства в
соответствии с речевой
ситуацией

Выдвигать и обосновывать
точку зрения,
аргументировать свой ответ,

3,5

продуктивно общаться и
взаимодействовать в
процессе совместной
деятельности; осознанно
использовать речевые
средства в соответствии с
речевой ситуацией;
создавать устные и
письменные тексты для
решения разных задач
общения

Разряды местоимений по значению
Переход слов других частей речи в разряд
местоимений и местоимений в разряд служебных
слов.
Орфография
Правописание отрицательных и неопределенных
местоимений.
Нормы языка и культура речи
Особенности употребление форм некоторых
местоимений.
Синтаксис и пунктуация
Основные синтаксические функции местоимений
Сравнительный оборот, знаки препинания при
сравнительных оборотах и других конструкциях с
союзом КАК
Содержательный учебный блок VII
Глагол как части речи
Основы глагола: основа инфинитива, основа
настоящего (будущего простого) времени и их
участие в образовании глагольных форм
Категории вида и залога глагола
Глаголы переходные и непереходные, возвратные
глаголы
Категория наклонения глагола: изъявительное,
условное, повелительное.
Особенности употребления наклонений глаголов
Категория времени. Особенности употребления
времени глаголов.
Категория лица; особенности выражения лица
глаголов; безличные глаголы
Спряжение глаголов
Орфография
Правописание окончаний и суффиксов глаголов
Нормы языка и культура речи
Особенности употребление форм глагола
Синтаксис и пунктуация
Синтаксические функции глаголов
Знаки препинания при обособленных приложениях

12

Анализировать языковой
1,3
материал, сравнивать
варианты, осуществлять
выбор правильного варианта;
перерабатывать
информацию.
Определять цель учебной
деятельности; выбирать
средства достижения цели;
планировать учебную
деятельность; оценивать
способы достижения цели;
сохранять познавательную
задачу в течение урока,
самостоятельно
анализировать и исправлять
свои ошибки; оценивать
учебные достижения.
Выдвигать и обосновывать
точку зрения, использовать
речевые средства в
соответствии с речевой
ситуацией

Содержательный учебный блок VIII

10

Причастие как особая форма глагола
Формы причастий: действительные и страдательные
причастиянастоящего и прошедшего времени
Особенности образования причастий
Отличия страдательных причастий и отглагольных
прилагательных на –мый
Краткая форма страдательных причастий. Отличия
краткихстрадательных причастий, кратких
прилагательных и наречийна –О
Переход причастий в категорию имен
прилагательных и именсуществительных

Выдвигать и обосновывать
точку зрения,
аргументировать свой ответ,
продуктивно общаться и
взаимодействовать в
процессе совместной
деятельности; осознанно
использовать речевые
средства в соответствии с
речевой ситуацией;
создавать устные и
письменные тексты для
решения разных задач
общения

2,3

Орфография
Правописание гласных в суффиксах причастий
Раздел 31. Нормы языка и культура речи:
Особенности употребления форм причастий и
причастных оборотов.
Синтаксис и пунктуация
Синтаксическая функция причастий
Знаки препинания при обособленных согласованных
и несогласованных определениях
Содержательный учебный блок IX
Деепричастие как особая форма глагола
Деепричастия совершенного и несовершенного вида
Образование деепричастий
Переход деепричастий в категорию наречий и
служебных частей речи.

Орфография
Правописание суффиксов деепричастий.
Нормы языка и культура речи
Особенности употребление форм деепричастий и
деепричастных оборотов.
Синтаксис и пунктуация
Синтаксическая функция деепричастий
Знаки препинания при обособленных
обстоятельствах.

7

Анализировать языковой
1,5
материал, сравнивать
варианты, осуществлять
выбор правильного варианта;
перерабатывать
информацию.
Определять цель учебной
деятельности; выбирать
средства достижения цели;
планировать учебную
деятельность; оценивать
способы достижения цели;
сохранять познавательную
задачу в течение урока,
самостоятельно
анализировать и исправлять
свои ошибки; оценивать
учебные достижения.
Выдвигать и обосновывать
точку зрения, использовать
речевые средства в
соответствии с речевой
ситуацией

Содержательный учебный блок X

10

Наречие как часть речи
Классификация наречий по словообразовательной
структуре: непроизводные и производные
Семантические разряды наречий: местоименные,
определительные, обстоятельственные
Степени сравнения и степени качества наречий
Словообразование наречий. Переход наречий в
разряд словслужебных частей речи
Слова категории состояния (общее представление)

Выдвигать и обосновывать
точку зрения,
аргументировать свой ответ,
продуктивно общаться и
взаимодействовать в
процессе совместной
деятельности; осознанно
использовать речевые
средства в соответствии с
речевой ситуацией;
создавать устные и
письменные тексты для
решения разных задач
общения

Орфография
Слитное, раздельное, дефисное написание наречий и
наречныхвыражений. Правописание суффиксов
Нормы языка и культура речи
Особенности употребления форм наречий
Синтаксис и пунктуация
Синтаксические функции наречий
Обособленные уточняющие члены предложения
Пунктуационное оформление предложений,
осложненных уточняющими обособленными членами
Повторение изученного в 11 классе материала

ИТОГО:

3

102

Выдвигать и обосновывать
точку зрения,
аргументировать свой ответ,
продуктивно общаться и
взаимодействовать в
процессе совместной
деятельности; осознанно
использовать речевые
средства в соответствии с
речевой ситуацией;
создавать устные и
письменные тексты для
решения разных задач
общения

1,2

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей-филологов
МАОУ СОШ№2
им. Трубилина И. Т.
от ___________ 20__ года № 1
___________
_________
подпись руководителя МО

Ф.И.О.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________ ______
подпись
Ф.И.О.
______________20__ года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».