РП по информатике 10-11 ФГОС

Краснодарский край, Кущевский район, ст. Кисляковская
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 им. И.Т. Трубилина
Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 ИМЕНИ ТРУБИЛИНА И.Т.
АВТОНОМНОЕ
DN: C=RU, S=Краснодарский край, STREET="352020,
Кущевский, Кисляковская, Котляревского ул, 18",
L=ст. Кисляковская, T=Директор, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО Краснодарский,
АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 ИМЕНИ
Е УЧРЕЖДЕНИЕ
ТРУБИЛИНА И.Т., ОГРН=1022304241893, СНИЛС=01226748019,
ИНН ЮЛ=2340013191, ИНН=234000174552,
СРЕДНЯЯ
E=cbuo86168@yandex.ru, G=Ольга Николаевна, SN=Лукаш,
CN=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 ИМЕНИ ТРУБИЛИНА И.Т.
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение:
место
подписания
Я ШКОЛА № 2 ИМЕНИ Дата: 2023-09-19 14:11:42
Foxit Reader Версия: 9.7.0
ТРУБИЛИНА И.Т.

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от ______20__ года протокол №
Председатель _______ О.Н. Лукаш

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по

«Информатике»

Уровень образования (класс) среднее общее образование (10-11 класс)
Количество часов 68
Учитель

Уровень базовый

Заколодний Андрей Николаевич

Программа разработана на основе авторской учебной программы по информатике для 10–11 классов (базовый уровень) Л.Л.
Босова, А.Ю. Босова Москва. Лаборатория знаний. БИНОМ.2018.

1

Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана для преподавания предмета «Информатики» в 10-11 классах в муниципальном
автономном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе №2 (МАОУ СОШ №2).
Документы, на основании которых составлена программа Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря
2010 г. № 1897), основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа (утверждена
Протоколом № от
г. педсовета МАОУ СОШ №2) на основании примерной программы основного общего
образования по информатике и ИКТ и авторской программа «Информатика и ИКТ. 10-11 классы» авторов Л.Л. Босовой, А.Ю.
Босовой;
Для обязательного изучения учебного предмета Информатика и ИКТ на этапе среднего общего образования федеральный
учебный базисный учебный план отводит 68 часов: по 34 часа в X и XI классах, из расчета 1 час в неделю.
В связи с тем, что в учебном плане на изучение предмета отводится 34 часа, а не 35 часов, в рабочей программе уменьшено
количество часов на 1 час из резерва времени
I.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные и метапредметные результаты освоения учебного предмета «Информатика»
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами
предмета.
Патриотическое воспитание:
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; понимание значения информатики
как науки в жизни современного общества; владение достоверной информацией о передовых мировых и отечественных
достижениях в области информатики и информационных технологий; заинтересованность в научных знаниях о цифровой
трансформации современного общества.
Духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и
поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет.
2

Гражданское воспитание:
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах;
готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных
проектов; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовность оценивать своё
поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования устанавливает требования к
результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:
 личностным, включающим готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению,
сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых
социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции
в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к
осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
 метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике,
самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с
педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками
учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
 предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для
данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию
и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления,
владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
К личностным результатам, на становление которых оказывает влияние изучение курса информатики на ступени
среднего общего образования, можно отнести:
– ориентация учащихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и
способность
к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
К
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное
отношение
к собственному физическому и психологическому здоровью;
К
3

– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство
причастности
к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм;
К
– готовность учащихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе
вК различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и
поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
К
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной,
общественно
полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
К
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, понимание значимости науки, готовность к
научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной
науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
К
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное
отношение
к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
К
–
уважение
ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
К
–
К осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
– готовность учащихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных,
общественных,
государственных, общенациональных проблем.
К
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами
универсальных
учебных действий (УУД): регулятивной, познавательной, коммуникативной.
К
На становление регулятивной группы универсальных учебных действий традиционно более всего ориентирован раздел курса
информатики «Алгоритмы и элементы программирования». А именно, при его освоении выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни
окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной
цели;
4

– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные
затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
На формирование, развитие и совершенствование группы познавательных универсальных учебных действий более всего
ориентированы такие тематические разделы курса как «Информация и информационные процессы», «Современные
технологии создания и обработки информационных объектов», «Информационное моделирование», «Обработка
информации в электронных таблицах», а также «Сетевые информационные технологии» и «Основы социальной
информатики». При работе с соответствующими материалами курса выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и
ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в
информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также
противоречий, выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться
к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; – выходить за рамки учебного предмета
и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия.
При изучении разделов «Информация и информационные процессы», «Сетевые информационные технологии» и «Основы
социальной
информатики» происходит становление ряда коммуникативных универсальных учебных действий. А именно, выпускники
могут научиться:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации,
так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности
взаимодействия, а не личных симпатий;
5

– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых
средств.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Информатика»
Ниже приведены предметные результаты освоения на базовом уровне учебного предмета «Информатика» в соответствии с
примерной основной образовательной программой среднего общего образования (ПООП СОО).
Выпускник на базовом уровне научится:
– определять информационный объем графических и звуковых данных при заданных условиях дискретизации;
– строить логическое выражение по заданной таблице истинности; решать несложные логические уравнения;
– находить оптимальный путь во взвешенном графе;
– определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных; узнавать изученные алгоритмы обработки
чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных; читать и понимать
несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
– выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и
анализа числовых и текстовых данных;
– создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных
областей с использованием основных алгоритмических конструкций;
– использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной
специализации;
– понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой
памяти);
– использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе
оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе
моделирования реальных процессов; представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить
полученные данные для публикации;
– аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных
задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;
– использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей;
6











– использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности составлять запросы в базах данных (в том числе
вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в БД; описывать базы данных и средства доступа к ним;
наполнять разработанную базу данных;
– создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей
современных программных средств;
– применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ;
– соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами
действующих СанПиН.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
 выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики, в том числе и при
составлении поисковых запросов;
 переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно;
сравнивать, складывать и
вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
 использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и процессов;
 строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано;
использовать знания о кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых
кодах;
 понимать важность дискретизации данных; использовать знания о постановках задач поиска и сортировки; их роли
при решении задач анализа данных;
 использовать навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и
отладку программ; использовать основные управляющие конструкции последовательного программирования и библиотеки
прикладных программ; выполнять созданные программы;
 разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать числовые параметры
моделируемых объектов и процессов; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;
анализировать готовые модели на предмет соответствия реальному объекту или процессу;
 применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих в ходе учебной деятельности и вне ее;
создавать учебные многотабличные базы данных;
 классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач;
7

 понимать основные принципы устройства современного компьютера
\endash мобильных электронных устройств; использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и
мобильными устройствами;
 понимать общие принципы разработки и функционирования интернет- приложений; создавать веб-страницы;
использовать принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного
 функционирования средств ИКТ;
 критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.


Содержание учебного предмета
Содержание учебного предмета «Информатика», предлагаемое в авторском УМК, полностью перекрывает содержание,
представленное в примерной основной образовательной программе среднего общего образования (таблица 2). Кроме того, по
ряду тем материал представлен даже несколько шире, что обеспечивает возможность наиболее мотивированным школьникам
сформировать более полные представления о сфере информатики и информационных технологий.
Примерная основная образовательная программа
среднего общего образования
Введение. Информация и информационные процессы

Авторский УМК

Роль информации и связанных
с ней процессов в окружающем
мире. Различия в представлении
данных, предназначенных для
хранения и обработки в автоматизированных компьютерных системах, и данных, предназначенных для восприятия человеком.
Системы. Компоненты системы и
их взаимодействие.
Универсальность дискретного
представления информации

10 класс
Глава 1. Информация и информационные процессы
§ 1. Информация. Информационная грамотность и информационная культура
1. Информация, её свойства и
виды
2. Информационная культура и
информационная грамотность
3. Этапы работы с информацией
4. Некоторые приёмы работы с
текстовой информацией
§ 2. Подходы к измерению ин8

формации
1. Содержательный подход к измерению информации
2. Алфавитный подход к измерению информации
3. Единицы измерения информации
§ 3. Информационные связи в
системах различной природы
1. Системы
2. Информационные связи в системах
3. Системы управления
§ 4. Обработка информации
1. Задачи обработки информации
2. Кодирование информации
3. Поиск информации
§ 5. Передача и хранение информации
1. Передача информации
2. Хранение информации
10 класс
Глава 3. Представление информации в компьютере
§ 14. Кодирование текстовой информации
1. Кодировка АSCII и её расширения
2. Стандарт UNICODE
3. Информационный объём текстового сообщения
§ 15. Кодирование графической
информации
1. Общие подходы к кодированию графической информации
9

2. О векторной и растровой графике
3. Кодирование цвета
4. Цветовая модель RGB
5. Цветовая модель HSB
6. Цветовая модель CMYK
§ 16. Кодирование звуковой информации
1. Звук и его характеристики
2. Понятие звукозаписи
3. Оцифровка звука
Математические основы информатики
Тексты и кодирование
Равномерные и неравномерные
коды. Условие Фано
Системы счисления
Сравнение чисел, записанных в
двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Сложение и вычитание чисел, записанных в этих системах счисления

10 класс
Глава 1. Информация и информационные процессы
§ 4. Обработка информации
4.2. Кодирование информации
10 класс
Глава 3. Представление информации в компьютере
§ 10. Представление чисел в позиционных системах счисления
1. Общие сведения о системах
счисления
2. Позиционные системы счисления
3. Перевод чисел из q-ичной в
десятичную систему счисления
§ 11. Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в
другую
5. Перевод целого десятичного
числа в систему счисления с
основанием q
6. Перевод целого десятичного
10

Элементы комбинаторики, теории множеств и математической
логики
Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры законов
алгебры логики. Эквивалентные

числа в двоичную систему
счисления
7. Перевод целого числа из системы счисления с основанием
p в систему счисления с основанием q
8. Перевод конечной десятичной
дроби в систему счисления с
основанием q
9. «Быстрый» перевод чисел в
компьютерных системах счисления
§ 12. Арифметические операции
в позиционных системах счисления
1. Сложение чисел в системе
счисления с основанием q
2. Вычитание чисел в системе
счисления с основанием q
3. Умножение чисел в системе
счисления с основанием q
4. Деление чисел в системе счисления с основанием q
5. Двоичная арифметика
§ 13. Представление чисел в
компьютере
1. Представление целых чисел
2. Представление вещественных
чисел
10 класс
Глава 4. Элементы теории множеств и алгебры логики
§ 17. Некоторые сведения из теории множеств
1. Понятие множества
11

преобразования логических выражений. Построение логического выражения с данной таблицей
истинности. Решение простейших логических уравнений.
Нормальные формы: дизъюнктивная и конъюнктивная нормальная форма

2. Операции над множествами
3. Мощность множества
§ 18. Алгебра логики
1. Логические высказывания и
переменные
2. Логические операции
3. Логические выражения
4. Предикаты и их множества
истинности
§ 19. Таблицы истинности
1. Построение таблиц истинности
2. Анализ таблиц истинности
§ 20. Преобразование логических выражений
1. Основные законы алгебры логики
2. Логические функции
3. Составление логического выражения по таблице истинности и его упрощение
§ 21. Элементы схемотехники.
Логические схемы
1. Логические элементы
2. Сумматор
3. Триггер
§ 22. Логические задачи и способы их решения
1. Метод рассуждений
2. Задачи о рыцарях и лжецах
3. Задачи на сопоставление. Табличный метод
4. Использование таблиц истинности для решения логических задач
5. Решение логических задач
12

Дискретные объекты
Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов (примеры: построения оптимального пути между вершинами
ориентированного ациклического
графа; определения количества
различных путей между вершинами). Использование графов,
деревьев, списков при описании
объектов и процессов окружающего мира. Бинарное дерево
Алгоритмы и элементы программирования
Алгоритмические конструкции
Подпрограммы. Рекурсивные алгоритмы.
Табличные величины (массивы).
Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке
программирования

Составление алгоритмов и их
программная реализация
Этапы решения задач на компьютере.
Операторы языка программиро-

путём упрощения логических
выражений
11 класс
Глава 3. Информационное моделирование
§ 10. Модели и моделирование
3. Графы, деревья и таблицы
§ 11. Моделирование на графах
1. Алгоритмы нахождения кратчайших путей

11 класс
Глава 2. Алгоритмы и элементы
программирования
§ 5. Основные сведения об алгоРитмах
1. Понятие алгоритма. Свойства
алго ритма
2. Способы записи алгоритма
§ 6. Алгоритмические структуры
1. Последовательная алгоритмическая конструкция
2. Ветвящаяся алгоритмическая
конструкция
3. Циклическая алгоритмическая конструкция
11 класс
Глава 2. Алгоритмы и элементы
программирования
§ 7. Запись алгоритмов на языках программирования
13

вания, основные конструкции
языка программирования. Типы
и структуры данных. Кодирование базовых алгоритмических
конструкций на выбранном языке программирования.
Интегрированная среда разработки программ на выбранном языке программирования. Интерфейс выбранной среды. Составление алгоритмов и программ в
выбранной среде программирования. Приемы отладки программ.
Проверка работоспособности программ с использованием трассировочных таблиц.
Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых задач базового уровня из
различных предметных областей.
Примеры задач:
– алгоритмы нахождения наибольшего (или наименьшего) из
двух, трех, четырех заданных
чисел без использования массивов и циклов, а также сумм
(или произведений) элементов
конечной числовой последовательности (или массива);
– алгоритмы анализа записей
чисел в позиционной системе
счисления;
– алгоритмы решения задач методом перебора (поиск НОД
данного натурального числа,

1. Структурная организация данных
2. Некоторые сведения о языке
программирования Pascal
§ 8. Структурированные типы
данных. Массивы
1. Общие сведения об одномерных массивах
2. Задачи поиска элемента с заданными свойствами
3. Проверка соответствия элементов массива некоторому
условию
4. Удаление и вставка элементов
массива
5. Перестановка всех элементов
массива в обратном порядке
6. Сортировка массива
§ 9. Структурное программирование
1. Общее представление о структурном программировании
2. Вспомогательный алгоритм
3. Рекурсивные алгоритмы
4. Запись вспомогательных алгоритмов на языке Pascal

14

проверка числа на простоту
и т. д.);
– алгоритмы работы с элементами массива с однократным
просмотром массива: линейный поиск элемента, вставка
и удаление элементов в массиве, перестановка элементов
данного массива в обратном
порядке, суммирование элементов массива, проверка соответствия элементов массива
некоторому условию, нахождение второго по величине наибольшего (или наименьшего)
значения.
Алгоритмы редактирования
текстов (замена символа/фрагмента, удаление и вставка символа/фрагмента, поиск вхождения заданного образца).
Постановка задачи сортировки
Анализ алгоритмов
Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов управления исполнителями и вычислительных алгоритмов. Определение исходных
данных, при которых алгоритм
может дать требуемый результат.
Сложность вычисления: количество выполненных операций,
размер используемой памяти;
зависимость вычислений от размера исходных данных

11 класс
Глава 2. Алгоритмы и элементы
программирования
§ 5. Основные сведения об алгоритмах
3. Понятие сложности алгоритма
§ 7. Запись алгоритмов на языках программирования
3. Анализ программ с помощью
трассировочных таблиц
4. Другие приёмы анализа программ
15

Математическое моделирование
Представление результатов моделирования в виде, удобном для
восприятия человеком. Графическое представление данных (схемы, таблицы, графики).
Практическая работа с компьютерной моделью по выбранной теме.
Анализ достоверности (правдоподобия) результатов экспериментов.
Использование сред имитационного моделирования (виртуальных лабораторий) для проведения компьютерного эксперимента в учебной деятельности
Использование программных систем и сервисов
Компьютер — универсальное
устройство обработки данных
Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем. Архитектура
современных компьютеров. Персональный компьютер. Многопроцессорные системы. Суперкомпьютеры. Распределенные
вычислительные системы и обработка больших данных. Мобильные цифровые устройства
и их роль в коммуникациях.
Встроенные компьютеры. Микроконтроллеры. Роботизированные производства.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой
задачи. Тенденции развития ап-

11 класс
Глава 1. Обработка информации
в электронных таблицах
11 класс
Глава 3. Информационное моделирование
§ 10. Модели и моделирование
1. Общие сведения о моделировании
2. Компьютерное моделирование

10 класс
Глава 2. Компьютер и его программное обеспечение
§ 6. История развития вычислительной техники
1. Этапы информационных преобразований в обществе
2. История развития устройств
для вычислений
3. Поколения ЭВМ
§ 7. Основополагающие принципы устройства ЭВМ
1. Принципы Неймана-Лебедева
2. Архитектура персонального
компьютера
3. Перспективные направления
развития компьютеров
§ 8. Программное обеспечение
компьютера
16

паратного обеспечения компьютеров.
Программное обеспечение (ПО)
компьютеров и компьютерных
систем. Различные виды ПО и
их назначение. Особенности программного обеспечения мобильных устройств.
Организация хранения и обработки данных, в том числе с использованием интернет-сервисов, облачных технологий и мобильных
устройств. Прикладные компьютерные программы, используемые в соответствии с типом
решаемых задач и по выбранной
специализации. Параллельное
программирование.
Инсталляция и деинсталляция
программных средств, необходимых для решения учебных задач
и задач по выбранной специализации. Законодательство Российской Федерации в области программного обеспечения.
Способы и средства обеспечения
надежного функционирования
средств ИКТ. Применение специализированных программ для
обеспечения стабильной работы
средств ИКТ.
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего

1. Структура программного обеспечения
2. Системное программное обеспечение
3. Системы программирования
4. Прикладное программное обеспечение
§ 9. Файловая система компьютера
1. Файлы и каталоги
2. Функции файловой системы
3. Файловые структуры
11 класс
Глава 5. Основы социальной информатики
§ 18. Информационное право и
информационная безопасность
1. Правовое регулирование в области информационных ресурсов
2. Правовые нормы использования программного обеспечения

17

места. Проектирование автоматизированного рабочего места в
соответствии с целями его использования
Подготовка текстов и демонстрационных материалов
Средства поиска и автозамены.
История изменений. Использование готовых шаблонов и создание
собственных. Разработка структуры документа, создание гипертекстового документа. Стандарты
библиографических описаний.
Деловая переписка, научная публикация. Реферат и аннотация.
Оформление списка литературы.
Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. Облачные сервисы.
Знакомство с компьютерной
версткой текста. Технические
средства ввода текста. Программы распознавания текста,
введенного с использованием
сканера, планшетного ПК или
графического планшета. Программы синтеза и распознавания устной речи
Работа с аудиовизуальными данными
Создание и преобразование
аудио визуальных объектов. Ввод
изображений с использованием
различных цифровых устройств
(цифровых фотоаппаратов и

10 класс
Глава 5. Современные технологии создания и обработки информационных объектов
§ 23. Текстовые документы
1. Виды текстовых документов
2. Виды программного обеспечения для обработки текстовой
информации
3. Создание текстовых документов на компьютере
4. Средства автоматизации процесса создания документов
5. Совместная работа над документом
6. Оформление реферата как
пример автоматизации процесса создания документов
7. Другие возможности автоматизации обработки текстовой
информации

10 класс
Глава 5. Современные технологии создания и обработки информационных объектов
§ 24. Объекты компьютерной
графики
1. Компьютерная графика и её
18

микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.). Обработка изображения и звука с использованием
интернет- и мобильных приложений.
Использование мультимедийных
онлайн-сервисов для разработки
презентаций проектных работ.
Работа в группе, технология публикации готового материала в
сети
Электронные (динамические)
таб лицы
Примеры использования динамических (электронных) таблиц на
практике (в том числе — в задачах математического моделирования)

Виды
2. Форматы графических файлов
3. Понятие разрешения
4. Цифровая фотография
§ 25. Компьютерные презентации
1. Виды компьютерных презентаций
2. Создание презентаций
11 класс
Глава 1. Обработка информации
в электронных таблицах
§ 1. Табличный процессор.
Основные сведения
1. Объекты табличного процессора и их свойства
2. Некоторые приёмы ввода и
редактирования данных
3. Копирование и перемещение
данных
§ 2. Редактирование и форматирование в табличном процессоре
1. Редактирование книги и электронной таблицы
2. Форматирование объектов
электронной таблицы
§ 3. Встроенные функции и их
использование
1. Общие сведения о функциях
2. Математические и статистические функции
3. Логические функции
4. Финансовые функции
19

Базы данных
Реляционные (табличные) базы
данных. Таблица — представление сведений об однотипных объектах. Поле, запись. Ключевые
поля таблицы. Связи между таблицами. Схема данных. Поиск
и выбор в базах данных. Сортировка данных.
Создание, ведение и использование баз данных при решении
учебных и практических задач

Информационно-коммуникационные технологии. Работа в информационном пространстве
Компьютерные сети
Принципы построения компьютерных сетей. Сетевые протоколы. Интернет. Адресация в сети
Интернет. Система доменных

5. Текстовые функции
§ 4. Инструменты анализа данных
1. Диаграммы
2. Сортировка данных
3. Фильтрация данных
4. Условное форматирование
5. Подбор параметра
11 класс
Глава 3. Информационное моделирование
§ 12. База данных как модель
предметной области
1. Общие представления об информационных системах
2. Предметная область и её моделирование
3. Представление о моделях данных
4. Реляционные базы данных
§ 13. Системы управления базами данных
1. Этапы разработки базы данных
2. СУБД и их классификация
3. Работа в программной среде
СУБД
4. Манипулирование данными в
базе данных
11 класс
Глава 4. Сетевые информационные технологии
§ 14. Основы построения компьютерных сетей
20

имен. Браузеры.
Аппаратные компоненты компьютерных сетей.
Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с сервером.
Динамические страницы. Разработка интернет-приложений
(сайты).
Сетевое хранение данных. Облачные сервисы.
Деятельность в сети Интернет
Расширенный поиск информации
в сети Интернет. Использование
языков построения запросов.
Другие виды деятельности в
сети Интернет. Геолокационные
сервисы реального времени (локация мобильных телефонов,
определение загруженности автомагистралей и т. п.); интернетторговля; бронирование билетов
и гостиниц и т. п.
Социальная информатика
Социальные сети — организация
коллективного взаимодействия
и обмена данными. Сетевойэтикет: правила поведения в
киберпространстве.
Проблема подлинности полученной информации. Информационная культура. Государственные
электронные сервисы и услуги.
Мобильные приложения. Открытые образовательные ресурсы
Информационная безопасность
Средства защиты информации в

1. Компьютерные сети и их классификация
2. Аппаратное и программное
обеспечение компьютерных
сетей
3. Работа в локальной сети
4. Как устроен Интернет
5. История появления и развития компьютерных сетей
§ 15. Службы Интернета
1. Информационные службы
2. Коммуникационные службы
3. Сетевой этикет
§ 16. Интернет как глобальная
информационная система
1. Всемирная паутина
2. Поиск информации в сети Интернет
3. О достоверности информации, представленной на вебресурсах
11 класс
Глава 5. Основы социальной информатики
§ 17. Информационное общество 1. Понятие информационного
общества
2. Информационные ресурсы,
продукты и услуги
3. Информатизация образования
4. Россия на пути к информационному обществу
11 класс
Глава 5. Основы социальной
21

автоматизированных информационных системах (АИС), компьютерных сетях и компьютерах.
Общие проблемы защиты информации и информационной безопасности АИС. Электронная подпись, сертифицированные сайты
и документы.
Техногенные и экономические
угрозы, связанные с использованием ИКТ. Правовое обеспечение
информационной безопасности

информатики
§ 18. Информационное право и
информационная безопасность
1. Правовое регулирование в области информационных ресурсов
2. Правовые нормы использования программного обеспечения
3. О наказаниях за информационные преступления
4. Информационная безопасность
5. Защита информации

22

3. Тематическое планирование
№

Название тематического
блока в соответствии с
ПОО СОО

Математические основы
информатики

Алгоритмы и элементы
программирования
Информационно-коммуникационные
технологии. Работа в
информационном пространстве

Резерв учебного времени
Всего

Название темы
Обработка информации
в
Электронных таблицах
Представление
информации в
компьютере
Элементы теории
множеств и алгебры
логики
Алгоритмы и элементы
программирования
Информационное
моделирование
Сетевые
информационные
технологии
Основы социальной
информатики

Количество часов
Общее

Теория

Практика

6

2

4

9

5

4

8

5

3

9

5

4

8

4

4

5

2

3

3

2

1

4
68

2
34

2
34

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».