РП по биологии 10-11

Краснодарский край Кущёвский район станица Кисляковская
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 им. Трубилина И. Т.

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
МАОУ СОШ №2 МО Кущёвский район
от 31.08.2021 года протокол № 1
Председатель __________ /Лукаш О.Н./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По

биологии

Уровень образования (класс) среднее общее образование, 10-11 класс
Количество часов 68/1 в неделю
Учитель Васько Елена Владимировна
Программа разработана в соответствии ФГОС СОО
с учётом
примерной рабочей программы по биологии В.В. Пасечника
«Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия
жизни»
10 - 11классы» Учебное
пособие для общеобразовательных
организаций: базовый уровень/ В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов, Т.М. Ефимова М.: Просвещение, 2017
с учётом УМК Пасечник В.В.- М.: Просвещение, 2017г

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по биологии под
редакцией В. В. Пасечника Г. Г. Швецова Т. М. Ефимовой, учебное пособие для
общеобразовательных организаций, базовый уровень, предметная линия учебников «Линия
жизни», Москва «Просвещение» 2017год. Реализуется при использовании учебников «Биология.
10 класс» и «Биология. 11 класс», базовый уровень под редакцией профессора В. В. Пасечника.
Москва «Просвещение» 2019год.
Программа составлена в соответствии с требованиями к результатам среднего общего
образования, утвержденными Федеральным государственным образовательным стандартом
среднего общего образования.
Программа разработана с учётом актуальных задач обучения, воспитания и развития
обучающихся. Программа учитывает условия, необходимые для развития личностных и
познавательных качеств обучающихся.
Программа включает обязательную часть учебного курса, изложенную в «Примерной
основной образовательной программе по биологии на уровне среднего общего образования» и
рассчитана на 68 часов (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11классе). Освоение программы по
биологии обеспечивает овладение основами учебно-исследовательской деятельности, научными
методами решения различных теоретических и практических задач.
Изучение биологии на базовом уровне ориентировано на обеспечение общеобразовательной
и общекультурной подготовки выпускников.
На базовом уровне изучение предмета «Биология», в части формирования у обучающихся
научного мировоззрения, освоения общенаучных методов, освоения практического применения
научных знаний, основано на межпредметных связях с предметами областей естественных,
математических и гуманитарных наук.

2

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология»
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии в
средней (полной) школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих
личностных результатов;
1)
реализации этических установок
исследованиям и их результатам;

по

отношению

к

биологическим

открытиям,

2)
признания высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других
людей, реализации установок здорового образа жизни;
3)
сформированноети познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в
области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми
проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
1.Патриотического воспитания
целостного отношения к отечественному, культурному, историческому и научному наследию,
понимания значения биологической науки в жизни современного общества, способности владеть
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной
биологии, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;
2.Гражданского воспитания и нравственного воспитания детей на основе российских
традиционных ценностей представления о социальных нормах и правилах межличностных
отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении
учебных, познавательных задач, выполнении экспериментов, создании учебных проектов,
стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности:
готовности оценивать свое поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и
правовых норм с учетом осознания последствий поступков.
3.Духовного и нравственного воспитания детей на основе российских традиционных ценностей
педагогически организованного процесса, в котором обучающимся передаются духовно-нравственные
нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных
ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных
ценностей многонационального народа Российской Федерации;
4.Приобщения детей к культурному наследию (эстетическое воспитание)
способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве,
воспитания эстетических чувств, суждений, вкусов, а также способности и потребности
участвовать в создании прекрасного в искусстве и в жизни;
5.Популяризации научных знаний среди детей (ценности научного познания)
мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и
составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представлений об
основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли
предмета в познании этих закономерностей;
познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для
объяснения наблюдаемых процессов и явлений;
познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с
учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами
информационных технологий;
интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию,
исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в
дальнейшем;
6.Физического воспитания и формирования культуры здоровья
Осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый
образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек, необходимости соблюдения
правил безопасности в быту и реальной жизни;
3

7.Трудового воспитания и профессионального самоопределения
коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной
траектории продолжения образования с учетом личностных интересов и способности к предмету,
общественных интересов и потребностей;
8.Экологического воспитания
экологически целесообразного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе ее
существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного
отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознания ценности
соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях,
угрожающих здоровью и жизни людей;
способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с
окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания
глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов
предмета;
экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и
социальной практике.

Метапредметными результатами освоения выпускниками старшей школы базового курса
биологии являются:
1)
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2)
умения работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной
литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию,
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3)
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих;
4)
умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою
позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками старшей школы курса биологии базового
уровня являются:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
1)
характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная теория
Дарвина); учения Вернадского о биосфере; законов Менделя, закономерностей изменчивости;
вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки;
2)
выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительных и
животных, доядерных и ядерных, половых и соматических; организмов: одноклеточных и
многоклеточных; видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ, размножение,
деление клетки, оплодотворение, действие искусственного и естественного отборов,
формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения
энергии в экосистемах и биосфере);
3)

объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения;
4

вклада биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира;
отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие человека;
влияния мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причин
эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов,
наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;
4)
приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства
живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимости сохранения
многообразия видов;
5)

умение пользоваться биологической терминологией и СИМВОЛИКОЙ;

6)
решение элементарных биологических задач; составление элементарных
скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
7)

схем

описание особей видов по морфологическому критерию;

8)
выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания, источников
мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в экосистемах своей
местности; изменений в экосистемах на биологических моделях;
9)
сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы,
зародыш человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей
местности), процессов (естественный и искусственный отборы, половое и бесполое
размножения) и формулировка выводов на основе сравнения.
В ценностно-ориентационной сфере:
1)
анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождение человека и
возникновение жизни, глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий
собственной деятельности в окружающей среде; биологической информации, получаемой из
разных источников;
2)
оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии
(клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома).
В сфере трудовой деятельности: овладение умениями и навыками постановки биологических
экспериментов и объяснения их результатов.
В сфере физической деятельности: обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных
заболеваний, вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркомания); правил
поведения в окружающей среде.
В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего (полного) общего
образования выпускник на базовом уровне научится:
—
раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины
мира и в практической деятельности людей;
—
понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой,
химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
—
понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими
биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
—
проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять
результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
5

—
использовать основные методы научного познания в учебных биологических
исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений,
объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
—
формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и
предлагать варианты проверки гипотез;
—
сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы
и умозаключения на основе сравнения;
—
обосновывать единство живой и неживой природы, взаимосвязи организмов и
окружающей среды на основе биологических теорий;
—
приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков,
жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
—
распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на
схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки,
обосновывать многообразие клеток;
—

объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;

—

объяснять причины наследственных заболеваний;

—
выявлять изменчивость у организмов; сравнивать наследственную и ненаследственную
изменчивость;
—
выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к
среде обитания и действию экологических факторов;
—

составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);

—
приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого
развития и охраны окружающей среды;
—

оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников;

—
представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и
делать выводы на основании представленных данных;
—
оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической
деятельности человека;
—
объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на
зародышевое развитие человека.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
—

давать научное объяснение биологическим фактам, процессам,

явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную),
учение о
биосфере,
законы
наследственности,
закономерности изменчивости;
—
характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное
использование в практической деятельности;
—

сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
6

—
решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту
первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
—решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а
также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для
многоклеточных организмов);
—
решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы
моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую
терминологию и символику;
—
устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме
родословной, применяя законы наследственности;
—
оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать
возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических
объектов и целых природных сообществ.

2. Содержание учебного предмета «Биология» для 10 - 11 классов.

Базовый уровень
10 КЛАСС (1 ч в неделю, всего 34 ч)
Биология как комплекс наук о живой природе
Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии.
Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании современной научной
картины мира, практическое значение биологических знаний.
Биологические системы как предмет изучения биологии.
Структурные и функциональные основы жизни
Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение. Органические вещества
(углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их значение. Биополимеры. Другие
органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.
Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Клетки прокариот и эукариот. Основные части и органоиды клетки, их
функции.
Вирусы — неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний.
Жизнедеятельность клетки. Пластический

обмен. Фотосинтез,

хемосинтез. Биосинтез белка. Энергетический обмен. Хранение, передача и реализация
наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. Влияние
наркогенных веществ на процессы в клетке.
Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические и половые
клетки.

7

11 КЛАСС (1 ч в неделю, всего 34 ч)
Организм
Организм — единое целое.
Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма, гомеостаз.
Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений и животных.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития.
Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических
веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп организмов.
Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы наследственности
Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Сцепленное с полом
наследование.
Г енетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические
аспекты в области медицинской генетики.
Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутации.
Мутагены, их влияние на здоровье человека.
Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, её направления и перспективы
развития. Биобезопасность.
Теория эволюции
Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория
эволюции. Свидетельства эволюции живой природы. Микроэволюция и макроэволюция. Вид, его
критерии. Популяция — элементарная единица эволюции. Движущие силы эволюции, их
влияние на генофонд популяции. Направления эволюции.
Многообразие организмов как результат эволюции. Принципы классификации, систематика.
Развитие жизни на Земле
Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции органического мира на
Земле.
Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека (антропогенез).
Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их происхождение и единство.
Организмы и окружающая среда
Приспособления организмов к действию экологических факторов.
Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения популяций разных видов в
экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Устойчивость и динамика
экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Сохранение
биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы.
Структура биосферы. Закономерности существования биосферы.
Круговороты веществ в биосфере. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы
устойчивого развития. Перспективы развития биологических наук.

8

Перечень лабораторных и практических работ.
10 класс:
1. Механизм саморегуляции.
2. Обнаружение углеводов с помощью качественных реакций.
3. Приготовление, рассматривание и описание микропрепаратов клеток растений.
4. Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий под микроскопом на
готовых микропрепаратах и их описание.
5. Наблюдение митоза в клетках кончика корешка лука на готовых микропрепаратах.
11 класс:
1. Составление элементарных схем скрещивания.
2. Решение генетических задач.
3. Сравнение видов по морфологическому критерию.
4. Выявление приспособлений организмов к влиянию различных экологических факторов.
5. Составление пищевых цепей.
6. Оценка антропогенных изменений в природе.

Таблица тематического распределения часов в 10 - 11 классе
№
Тема

1

Введение. Биология как
комплекс наук о живой природе

2

Молекулярный уровень.

3

Количест
во часов
по
программ
е В.В.
Пасечник
а
5

Количество часов по
рабочей программе по
классам
10 класс

лабора
торные
работы

11 класс

5

1

12

12

1

Клеточный уровень

16

16

3

4

Организменный уровень

10

10

2

5
6
7
8

Популяционно-видовой уровень
Экосистемный уровень
Биосферный уровень
Резервное время
ИТОГО

8
8
9
2
70

8
8
8
0
34

1
2
1

1
34

11
9

1.

Направления проектной деятельности обучающихся:
Пищевые добавки и здоровье человека

2.
3.
4.
5.
6.

Жизнь пластиковой бутылки
Воздействие физкультуры и спорта на организм человека
Влияние стресса на организм человека
Домашняя пыль и её влияние на организм человека
Мусор – как экологическая проблема ст.Кисляковской.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы
1 ч в неделю в 10 и 11 классах. Всего за два года обучения 68 ч.
10 КЛАСС - 34 ч.
Темы,
входящие в
разделы.

Основное содержание по
темам
Характеристика основных
видов
деятельности
учащихся.

Основные
направления
воспитательн
ой
деятельности

1. Введение (5 ч)
Биология как
комплексная
наука. (1ч)

Современные
направления в
биологии (1ч)

Методы
научного
познания в
биологии. (1ч)

Тайны
природы.
Научная
картина мира: учёные, научная
деятельность,
научное
мировоззрение. Роль и место
биологии
в
формировании
научной
картины
мира.
Практическое
значение
биологических
знаний.
Современные направления в
биологии.
Методология биологии. Жизнь
как объект изучения биологии.
Основные критерии (признаки)
живого.
Развитие
представлений
человека о природе. Растения и
животные на гербах стран
мира.
Определение
основополагающих
понятий:
методология науки, объект
исследования,
предмет исследования, жизнь,
жизненные
свойства.

Самостоятельное определение
целей учебной деятельности и
составление ее плана при
изучении
раздела
«Общая
биология» в 10—11 классе.
Определение
основополагающих
понятий:
научное
мировоззрение,
научная картина мира.

Самостоятельная
информационнопознавательная деятельность с
различными
источниками
информации
в
отношении существующих на
сегодняшний день определений
понятия
«жизнь», её критическая оценка
и
интерпретация с последующей.
подготовкой информационных
сообщений
в
т.ч.
подкреплённых
мультимедиапрезентациями.
Научный
метод.
Методы Определение
исследования
в
биологии: основополагающих
понятий:
наблюдение,
описание, научный
метод,
методы
измерение,
сравнение, исследования:
наблюдение,
моделирование, эксперимент. эксперимент,
описание,
Сравнительно-исторический
измерение,
сравнение,

1,2,5

1,2,5

1,2,5

10

метод.
Этапы
научного
исследования.
Классическая модель научного
метода.
Методы
научных
исследований: абстрагирование,
анализ и синтез, идеализация,
индукция
и
дедукция,
восхождение от абстрактного к
конкретному.

Биологические
системы как
предмет
изучения
биологии.
(1ч)

Фундаментальные положения
биологии.
Уровневая
организация живой природы
(биологических систем).
Энергия и материя как основа
существования биологических
систем. Хранение, реализация и
передача
генетической
информации
в
череде
поколений как основа жизни.
Взаимодействие компонентов
биологических
систем
и
саморегуляция.

моделирование, сравнительноисторический
метод.
Составление на основе работы с
учебником
и
другими
информационными
источниками
схемы,
раскрывающей
этапы
проведения
научного
исследования и их взаимосвязь.
Использование по желанию
обучающихся ИКТ в решении
данной задачи.
Определение
основополагающих
понятий:
система,
биологическая
система,
эмерджентность,
саморегуляция.
Овладение
методами научного познания,
используемыми
при
биологических исследованиях,
развитие умений объяснять их
результаты
в
условиях
выполнения.

2,5,7

Самостоятельный контроль и
коррекция
учебной
деятельности с использованием
всех возможных ресурсов для
достижения
поставленных
целей и реализации планов
деятельности.
Демонстрация
навыков
познавательной рефлексии
Продуктивное
общение
и
взаимодействие в процессе
совместной
учебной
деятельности с учётом позиции
других
участников
деятельности.

Обобщающий
урок.
(1ч)

2

Молекулярный уровень (12 ч)
.
Молекулярные
основы жизни.
(1ч)

Общая
характеристика
молекулярного
уровня
организации
жизни.
Химический
состав
организмов.
Химические
элементы. Макроэлементы и
микроэлементы. Атомы и
молекулы.
Ковалентная
связь. Неорганические и
органические
вещества.
Многообразие органических
веществ.
Биополимеры:
гомополимеры
и
гетерополимеры.

Самостоятельное
определение
цели учебной деятельности и
составление её плана.
Определение основополагающих
понятий: атомы и молекулы,
органические и неорганические
вещества,
ковалентная
связь,
макроэлементы, микроэлементы,
биополимеры: гомополимеры и
гетерополимеры.
Самостоятельная
информационнопознавательная
деятельность
с
различными
источниками
информации,
её
критическая
оценка
и
интерпретация
по
вопросам
химического
состава
живых
организмов.
Формирование

2,5

11

Структурные особенности
Неорганические молекулы
воды
и
её
вещества, их
свойства. Водородная связь.
значение (1ч)
Гидрофильные
и
гидрофобные
вещества.
Соли и их значение для
организмов.
Буферные соединения.

Органические
вещества:
липиды и их
значение (1ч)

Липиды, их строение и
функции.
Нейтральные
жиры.
Эфирные
связи.
Воска.
Фосфолипиды.
Стероиды.

Органические
вещества:
углеводы и их
значение (1ч)

Углеводы
(сахара),
их
строение
и
функции.
Моносахариды.
Дисахариды.
Олигосахариды.
Полисахариды.

собственной
позиции
по
отношению
к
информации,
получаемой из разных источников.
Продуктивное
общение
и
взаимодействие
с
другими
участниками
учебной
деятельности при обсуждении
проблем разработки учеными и
внедрения в производство новых
искусственно
созданных
органических веществ.
Определение основополагающих
понятий:
водородная
связь,
гидрофильные
вещества,
гидрофобные
вещества.
Самостоятельная
информационнопознавательная
деятельность
с
различными
источниками
информации
об
особенностях
неорганических
веществ, входящих в состав
живого, её критическая оценка и
интерпретация.
Продуктивное
общение
и
взаимодействие
в
процессе
совместной учебной деятельности
с
учётом
позиции
других
участников деятельности.
Развитие познавательного интереса
в
процессе
изучения
дополнительного
материала
учебника
Определение основополагающих
понятий: липиды, нейтральные
жиры, эфирные связи, воска,
фосфолипиды,
стероиды.
Демонстрация
владения
языковыми
средствами
для
характеристики
химического
состава
живых
организмов.
Решение биологических задач на
основе владения межпредметными
знаниями в области химии.
Продуктивное
общение
и
взаимодействие
в
процессе
совместной учебной деятельности
с
учётом
позиции
других
участников
деятельности
по
вопросам
применения
спортсменами анаболиков.
Определение основополагающих
понятий: углеводы, моносахариды,
дисахариды,
олигосахариды,
полисахариды.
Демонстрация
владения языковыми средствами
для характеристики химического
состава
живых
организмов.
Решение биологических задач на
основе владения межпредметными
знаниями в области химии.
Овладение методами научного
познания, используемыми при
биологических исследованиях в
процессе
выполнения
лабораторной
работы
№2

2,5

2,5,7

2,5

12

Биополимеры.
Белки. Состав и
структура
белков. (1ч)

Белки. Состав и структура
белков.
Незаменимые
аминокислоты. Пептидная
связь. Конформация белка. Г
лобулярные
и
фибриллярные
белки.
Денатурация.

Белки и их
значение. (1ч)

Функции
белков.
Структурные белки. Белкиферменты.
Транспортные
белки. Белки защиты и
нападения.
Сигнальные
белки. Белки- рецепторы.
Белки,
обеспечивающие
движение. Запасные белки.

Ферменты —
биологические
катализаторы.
(1ч)

Механизм
действия
катализаторов в химических
реакциях.
Энергия
активации.
Строение
фермента: активный центр,
субстратная специфичность.
Коферменты.
Отличия
ферментов от химических
катализаторов.
Белкиактиваторы
и
белкиингибиторы.

Развитие
умений
объяснять
результаты
биологических
экспериментов.
Определение основополагающих
понятий:
незаменимые
аминокислоты, пептидная связь,
конформация белка, глобулярные
и
фибриллярные
белки,
денатурация.
Продуктивное
общение и взаимодействие в
процессе совместной учебной
деятельности с учётом позиции
других участников деятельности
при обсуждении особенностей
состава и структуры белков.
Самостоятельная информационнопознавательная деятельность с
различными
источниками
информации,
её
критическая
оценка и интерпретация.
Определение основополагающих
понятий:
структурные
белки,
белки-ферменты,
транспортные
белки, сигнальные белки, белки
защиты и нападения, белкирецепторы,
белки,
обеспечивающие
движение,
запасные белки. Самостоятельная
информационно-познавательная
деятельность
с
различными
источниками
информации
по
изучению белков и выполняемых
ими функций, её критическая
оценка
и
интерпретация.
Формирование
собственной
позиции
по
отношению
к
биологической
информации,
получаемой из разных источников.
Развитие познавательного интереса
при изучении дополнительного
материала учебника.
Определение основополагающих
понятий:
энергия
активации,
активный
центр,
субстратная
специфичность,
коферменты,
белки-активаторы
и
белкиингибиторы.
Продуктивное
общение и взаимодействие в
процессе совместной учебной
деятельности с учётом позиции
других участников деятельности
при
обсуждении
отличия
ферментов
от
химических
катализаторов, при обсуждении
влияния критического повышения
температуры тела человека на
активность ферментов. Овладение
методами научного познания,
используемыми
при
биологических исследованиях при
выполнении лабораторной работы
«Каталитическая
активность
ферментов (на примере амилазы)».
Развитие
умений
объяснять
результаты
биологических

2,5

2,5

2,5

13

Нанотехнологии в биологии.
Обобщающий
урок. (1ч)

Органические
вещества:
нуклеиновые
кислоты: ДНК
и РНК. (1ч)

Нуклеиновые кислоты: ДНК
и
РНК.
Особенности
строения
и
функции.
Нуклеотид.
Принцип
комплементарности.
Репликация
ДНК.
Роль
нуклеиновых
кислот
в
реализации наследственной
информации. Ген.

Другие
органические
вещества
клетки: АТФ,
витамины (1ч)

Роль нуклеотидов в обмене
веществ. АТФ. Гидролиз.
Макроэргические
связи.
АТФ как универсальный
аккумулятор
энергии.
Многообразие
мононуклеотидов
клетки.
Витамины.

Вирусы —
неклеточная
форма жизни.
(1ч)

Вирусы — неклеточная форма
жизни. Многообразие вирусов.
Жизненные циклы вирусов.
Профилактика
вирусных
заболеваний. Вакцина.
Нанотехнологии в биологии.
Ретровирусы — нарушители
основного
правила
молекулярной биологии.

экспериментов
Самостоятельный
контроль
и
коррекция учебной деятельности с
использованием всех возможных
ресурсов
для
достижения
поставленных целей и реализации
планов деятельности.
Демонстрация
навыков
познавательной рефлексии.
Определение основополагающих
понятий: нуклеиновые кислоты,
дезоксирибонуклеиновая кислота,
рибонуклеиновая
кислота,
нуклеотид,
принцип
комплементарности,
ген.
Продуктивное
общение
и
взаимодействие
в
процессе
совместной учебной деятельности
с
учётом
позиции
других
участников
деятельности
при
обсуждении строения и функций
нуклеиновых кислот. Решение
биологических задач в целях
подготовки к ЕГЭ.
Развитие познавательного интереса
к изучению биологии в процессе
изучения
дополнительного
материала учебника
Определение основополагающих
понятий:
АТФ,
гидролиз,
макроэргические связи, витамины.
Продуктивное
общение
и
взаимодействие
в
процессе
совместной учебной деятельности
с
учётом
позиции
других
участников
деятельности
при
обсуждении вопросов обеспечения
человеком своих потребностей в
энергии
и
витаминах.
Самостоятельная
информационнопознавательная
деятельность
с
различными
источниками информации о роли
нуклеотидов и витаминов в
осуществлении процессов
Определение основополагающих
понятий: вирусы, вакцина.
Продуктивное
общение
и
взаимодействие
в
процессе
совместной учебной деятельности
с
учётом
позиции
других
участников
деятельности
при
обсуждении
проблемы
происхождения вирусов и причин,
на основании которых их относят к
живым организмам.
Самостоятельная информационнопознавательная деятельность с
различными
источниками
информации о вирусах и их
жизненных циклах, её критическая
оценка
и
интерпретация.
Формирование
собственной
позиции
по
отношению
к
биологической
информации,

2,5

2,5

2,5

2,5

14

получаемой из разных источников.
Решение биологических задач в
целях подготовки к ЕГЭ.
Самостоятельный
контроль
и
коррекция учебной деятельности с
использованием всех возможных
ресурсов
для
достижения
поставленных целей и реализации
планов
деятельности.
Демонстрация
навыков
познавательной рефлексии
Продуктивное
общение
и
взаимодействие
в
процессе
совместной учебной деятельности
с
учётом
позиции
других
участников деятельности.
Уверенное
пользование
биологической терминологией в
пределах изученной темы

Обобщающий
урок.(1ч)

2

3. Клеточный уровень (16 ч)
Строение
клетки (7 ч)

Общая
характеристика
клеточного
уровня
организации.
Общие
сведения
о
клетке.
Цитология — наука о клетке.
Методы изучения клетки.
Клеточная теория. Строение
клетки. Сходство принципов
построения
клетки.
Основные части и органоиды
клетки,
их
функции.
Особенности
строения
клеток
прокариотов
и
эукариотов. Споры бактерий.

Самостоятельное
определение
цели учебной деятельности и
составление её плана.
Определение основополагающих
понятий:
цитология,
методы
изучения
клетки,
ультрацентрифугирование,
клеточная теория. Определение
основополагающих
понятий:
клеточная стенка, гликокаликс,
эндоцитоз: фагоцитоз и пиноцитоз,
экзоцитоз, рецепция, гиалоплазма,
цитоскелет, клеточный центр,
центриоли
Формирование
собственной
позиции
по
отношению
к
биологической
информации,
получаемой
из
разных
источников.
Использование средств ИКТ для
подготовки
информационного
сообщения
и
мультимедиапрезентации.
Развитие познавательного интереса
к изучению биологии в процессе
изучения
дополнительного
материала учебника

1,2,5,7

Метаболизм
клетки (9 ч)

Жизнедеятельность клетки.
Обмен
веществ
и
превращение
энергии
в
клетке.
Метаболизм: анаболизм и
катаболизм. Энергетический
и
пластический
обмен.
Окислительное
фосфориллирование.
Спиртовое брожение. Типы
клеточного
питания.
Автотрофы и гетеротрофы.

Определение основополагающих
понятий:
обмен
веществ,
энергетический
обмен,
пластический обмен, метаболизм.
Определение основополагающих
понятий: Гликолиз. Клеточное
дыхание.
Цикл
Кребса.
Дыхательная цепь. Определение
основополагающих
понятий:
типы
клеточного
питания,
автотрофы
и
гетеротрофы,
хемосинтез,
фотосинтез.
Определение
основополагающих
понятий:
митоз, мейоза, жизненный цикл

2,5,7

15

Хемосинтез.
Фотосинтез.
Фотолиз
воды.
Цикл
Кальвина.
Биосинтез белка. Хранение,
передача
и
реализация
наследственной информации
в клетке. Генетический код.
Матричный
синтез.
Полисома. Клеточный цикл:
интерфаза
и
деление.
Апоптоз. Митоз, его фазы.
Биологическое
значение
митоза. Мейоз, его механизм
и биологическое значение.
Конъюгация хромосом и
кроссинговер. Соматические
и
половые
клетки.
Гаметогенез.

Заключительн
ый
обобщающий
урок
конференция
по итогам
учебноисследовательс
кой и
проектной
деятельности.
(1ч)

клетки,
интерфаза,
профаза,
метафаза,
анафаза,
телофаза,
редупликация,
хроматиды,
центромера, веретено деления,
амитоз, апоптоз
Продуктивное
общение
и
взаимодействие
в
процессе
совместной учебной деятельности
с
учётом
позиции
других
участников
деятельности
при
обсуждении
процессов
жизнедеятельности
клетки.
Самостоятельная
информационнопознавательная
деятельность
с
различными
источниками
информации
об
обмене веществ и превращении
энергии в клетках различных
организмов, её критическая оценка
и интерпретация. Формирование
собственной
позиции
по
отношению
к
биологической
информации,
получаемой
из
разных
источников.
Использование средств ИКТ для
подготовки
информационных
сообщений
и
мультимедиапрезентаций.
Продуктивное
общение
и
взаимодействие
в
процессе
совместной учебной деятельности
с
учётом
позиции
других
участников
деятельности.
Самостоятельная
информационнопознавательная
деятельность
с
различными
источниками
информации,
её
критическая
оценка
и
интерпретация.
Формирование
собственной
позиции
по
отношению
к
биологической
информации,
получаемой
из
разных
источников.
Использование средств ИКТ в
решении
когнитивных,
коммуникативных и

2

11класс - 34 часа
Темы, входящие
в разделы.

Основное
темам

содержание

по

Основные
Характеристика
основных направления
видов
деятельности воспитательной
учащихся.
деятельности

Организм (10 ч)
Организм –
единое целое.(1ч)

Организменный уровень: общая
характеристика.
Особь.
Жизнедеятельность организма.
Основные
процессы,

Самостоятельное определение 2,5
цели
учебной
деятельности
и
составление её
16

происходящие в организме.
Размножение организмов:
бесполое и половое. Гаметы.
Гаплоидный и диплоидный
набор
хромосом.
Гермафродиты.
Значение
разных
видов
размножения.
Регуляция функций организма,
гомеостаз.

Развитие половых
клеток. Способы
размножения у
растений и
животных.(1ч)

Половые
клетки.
Развитие
половых клеток. Гаметогенез:
оогенез,
сперматогенез.
Направительные
тельца.
Половой
процесс.
Оплодотворение: наружное и
внутреннее. Акросома. Зигота.

Индивидуальное
развитие
организма. (1ч)

Индивидуальное
развитие
организма
(онтогенез).
Периоды
онтогенеза.
Эмбриональное
развитие.
Зародышевые
листки.
Постэмбриональное развитие.
Типы
онтогенеза.
Биогенетический
закон.
Причины нарушений развития.
Репродуктивное
здоровье;
последствия влияния алкоголя,
никотина,
наркотических
веществ на эмбриональное
развитие человека. Жизненные
циклы разных групп организмов.

плана.
Определение
основополагающих понятий:
особь, бесполое и половое
размножение,
гаплоидный и диплоидный
набор
хромосом, гаметы, семенники,
яичники,
гермафродитизм.
Продуктивное
общение
и
взаимодействие в процессе
совместной
учебной
деятельности с учётом позиции
других
участников
деятельности при обсуждении
процессов жизнедеятельности
организмов. Самостоятельная
информационнопознавательная деятельность с
различными
источниками
информации,
Определение
2,5
основополагающих
понятий:
гаметогенез,
оогенез,
сперматогенез, направительные
тельца,
наружное
оплодотворение,
внутреннее
оплодотворение,
акросома,
зигота. Продуктивное общение
и взаимодействие в процессе
совместной
учебной
деятельности с учётом позиции
других
участников
деятельности при обсуждении
изучаемого материала.
Развитие
познавательного
интереса к изучению биологии
в
процессе
изучения
дополнительного
материала
учебника
Определение
2,5,6
основополагающих
понятий:
онтогенез,
филогенез,
эмбриональный
период,
постэмбриональный
период,
дробление,
бластомеры,
бластула, гаструла, эктодерма,
энтодерма, мезодерма, нейрула,
нервная
трубка,
биогенетический закон.
Продуктивное
общение
и
взаимодействие в процессе
совместной
учебной
деятельности с учётом позиции
других
участников
деятельности при обсуждении
особенностей индивидуального
развития у разных групп
организмов. Самостоятельная
17

информационнопознавательная
деятельность с различными
источниками информации о
жизненных циклах разных
групп
организмов,
её
критическая
оценка
и
интерпретация.
Формирование
собственной
позиции по отношению к
биологической
информации,
получаемой
из
разных
источников.
Использование
средств ИКТ для поиска
учебной
информации
и
подготовки
мультимедиапрезентаций.
Генетика, методы
генетики. Законы
наследственности
Г.Менделя. (1ч)

Неполное
доминирование.
Генотип и
фенотип.
Анализирующее
скрещивание. (1ч)

Дигибридное
скрещивание.
Закон
независимого

Наследственности
и
изменчивость. Генетика как
наука. Методы генетики. Г
енетическая терминология и
символика.
Законы
наследственности Г. Менделя.
Хромосомная
теория
наследственности. Определение
пола. Сцепленное с полом
наследование.

Определение
2,5
основополагающих
понятий:
ген, генетика, гибридизация,
чистая
линия,
генотип,
фенотип,
генофонд,
моногибридное скрещивание,
доминантность, рецессивность,
расщепление, закон чистоты
гамет. Продуктивное общение и
взаимодействие в процессе
совместной
учебной
деятельности с учётом позиции
других
участников
деятельности при обсуждении
закономерностей наследования
признаков.
Решение
биологических (генетических)
задач
на
моногибридное
скрещивание.
Развитие
познавательного интереса к
изучению биологии в процессе
изучения
дополнительного
материала учебника
Неполное
доминирование. Определение
2,5,7
Генотип
и
фенотип. основополагающих
понятий:
Анализирующее скрещивание.
неполное
доминирование,
анализирующее скрещивание.
Продуктивное
общение
и
взаимодействие в процессе
совместной
учебной
деятельности с учётом позиции
других
участников
деятельности при обсуждении
закономерностей наследования
признаков.
Решение
биологических (генетических)
задач
на
моногибридное
скрещивание.
Дигибридное
скрещивание. Определение
2,5,7
Закон
независимого основополагающих
понятий:
наследования
признаков. дигибридное
скрещивание,
Ограничения действия законов решётка Пеннета, независимое
18

наследования
признаков. (1ч)

Хромосомная
теория
наследственности.
Определение
пола. Сцепленное
с полом
наследование.(1ч)

Менделя.
Условия выполнения
Менделя.

законов

Закон Моргана. Кроссинговер.
Хромосомная
теория
наследственности. Г енетика
пола. Кариотип. Наследование,
сцепленное
с
полом.
Наследственные
заболевания
человека и их предупреждение.
Этические аспекты в области
медицинской генетики.

наследование.
Продуктивное
общение и взаимодействие в
процессе совместной учебной
деятельности с учётом позиции
других
участников
деятельности при обсуждении
закономерностей наследования
признаков.
Решение
биологических (генетических)
задач
на
дигибридное
скрещивание.
Развитие
познавательного интереса к
изучению биологии в процессе
изучения
дополнительного
материала учебника
Определение
2,5
основополагающих
понятий:
сцепленное наследование, закон
Моргана,
перекрёст
(кроссинговер),
хромосомная
теория
наследственности,
аутосомы, половые хромосомы,
гетерои
гомогаметный пол, признаки,
сцепленные
с
полом,
гемофилия,
дальтонизм.
Продуктивное
общение
и
взаимодействие
в процессе совместной учебной
деятельности с учётом позиции
других
участников деятельности при
обсуждении
вопросов
исследований
наследования
признаков
у
человека
и
этических
аспектов
в
области
медицинской
генетики.
Самостоятельная
информационнопознавательная
деятельность
с различными источниками
информации,
в т.ч. с использованием средств
ИКТ,
её
критическая
оценка
и
интерпретация.
Формирование
собственной
позиции
по
отношению к биологической
информации,
получаемой
из
разных
источников.
Решение
биологических
(генетических) задач с учётом
сцепленного наследования и
кроссинговера.
19

Наследственная
изменчивость.
Ненаследственная
изменчивость.
(1ч)

Методы
селекции.
Биотехнология, её
направления и
перспективы
развития. (1ч)

Закономерности изменчивости.
Ненаследственная
изменчивость. Модификации.
Норма
реакции.
Наследственная изменчивость
модификационная
изменчивость, норма реакции,
комбинационная изменчивость,
мутационная
изменчивость,
мутации: генные, хромосомные,
геномные,
делеция,
дупликация,
полиплоидия,
мутагенные
факторы,
мутационная теория. Мутагены,
их влияние на организмы.

Определение
2,5
основополагающих
понятий:
Наследственная изменчивость
модификационная
изменчивость, норма реакции,
комбинационная изменчивость,
мутационная
изменчивость,
мутации: генные, хромосомные,
геномные,
делеция,
дупликация,
полиплоидия,
мутагенные
факторы,
мутационная
теория.
Продуктивное
общение
и
взаимодействие в процессе
совместной
учебной
деятельности с учётом позиции
других
участников
деятельности при обсуждении
закономерностей изменчивости
организмов.
Доместикация
и
селекция. Определение
1,2,5
Методы селекции. Клеточная основополагающих
понятий:
инженерия. Генная инженерия. селекция, сорт, порода, штамм,
Биотехнология, её направления биотехнология,
мутагенез,
и перспективы.
клеточная инженерия, генная
инженерия,
гетерозис,
инбридинг, биогумус, культура
тканей,
клонирование, синтетические
организмы,
трансгенные
организмы,
биобезопасность.
Продуктивное
общение
и
взаимодействие
в процессе совместной учебной
деятельности с учётом позиции
других
участников деятельности при
обсуждении
проблем биотехнологии, её
перспектив
и
этических норм.
Самостоятельная
информационнопознавательная
деятельность
с различными источниками
информации
о
методах
селекции
и
направлений
развития биотехнологии, её
критическая
оценка и интерпретация.
Формирование
собственной
позиции
по
отношению к биологической
информации,
получаемой
из
разных
источников.
20

Обобщающий
урок. (1ч)

Самостоятельный контроль и 2
коррекция
учебной
деятельности с использованием
всех возможных ресурсов для
достижения
поставленных
целей и реализации планов
деятельности.
Демонстрация
навыков
познавательной рефлексии
Продуктивное
общение
и
взаимодействие в процессе
совместной
учебной
деятельности с учётом позиции
других
участников
деятельности.
Демонстрация
владения
языковыми средствами.
Уверенное
пользование
биологической терминологией
в пределах изученной темы

Популяционно-видовой уровень. Теория эволюции. (8 ч)
Виды, его
критерии.
Популяция –
элементарная
единица
эволюции. (1ч)

Понятие о виде. Критерии вида.
Популяционная структура вида.
Популяция.
Показатели
популяций.
Генетическая
структура популяции. Свойства
популяций.

Развитие
эволюционных
идей,
эволюционная
теория Ч.Дарвина
(1ч)

Развитие эволюционных идей,
эволюционная
теория
Ч.
Дарвина. Синтетическая теория
эволюции.
Популяция
—
элементарная
единица
эволюции.
Свидетельства
эволюции живой природы.

Самостоятельное определение 2,5,7
цели учебной деятельности и
составление её плана.
Определение
основополагающих
понятий:
вид, критерии вида, ареал,
популяция,
рождаемость,
смертность,
показатели
структуры
популяции,
плотность, численность.
Продуктивное
общение
и
взаимодействие в процессе
совместной
учебной
деятельности с учётом позиции
других
участников
деятельности при обсуждении
современных представлений о
виде и его популяционной
структуре.
Овладение методами научного
познания, используемыми при
биологических исследованиях в
процессе
выполнения
лабораторной работы № 1
«Сравнение
видов
по
морфологическому критерию».
Определение
2,5
основополагающих
понятий:
эволюция, теория эволюции
Дарвина,
движущие
силы
эволюции:
изменчивость,
борьба
за
существование,
естественный
отбор,
синтетическая
теория
эволюции.
Продуктивное
общение и взаимодействие в
21

Движущие силы
эволюции, их
влияние на
генофонд
популяции (1ч)

процессе совместной учебной
деятельности с учётом позиции
других
участников
деятельности при обсуждении
основных
положений
эволюционной
теории
Ч.
Дарвина
и
положений
синтетической
теории
эволюции.
Самостоятельная
информационнопознавательная деятельность с
различными
источниками
информации
о
развитии
эволюционных
идей,
её
критическая
оценка
и
интерпретация. Формирование
собственной
позиции
по
отношению к биологической
информации, получаемой из
разных
источников.
Использование средств ИКТ в
решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных
задач,
связанных
с
изучением
личности Ч. Дарвина, как
ученого-исследователя.
Движущие силы (факторы) Определение
2,5
эволюции, их влияние на основополагающих
понятий:
генофонд популяции.
элементарные
факторы
эволюции:
мутационный
процесс,
популяционные
волны, дрейф генов, изоляция.
Продуктивное
общение
и
взаимодействие в процессе
совместной
учебной
деятельности с учётом позиции
других
участников
деятельности при обсуждении
современных представлений о
движущих силах (факторах)
эволюции.
Самостоятельная
информационнопознавательная
деятельность с различными
источниками информации об
эволюционных факторах, её
критическая
оценка
и
интерпретация. Формирование
собственной
позиции
по
отношению к биологической
информации, получаемой из
разных источников. Решение
биологических
задач
на
применение закона ХардиВайнберга.
Развитие
познавательного интереса к
изучению биологии в процессе
изучения
дополнительного
материала учебника
22

Естественный
отбор как фактор
эволюции (1ч)

Естественный
отбор
—
направляющий
фактор
эволюции.
Формы
естественного
отбора:
движущий, стабилизирующий и
разрывающий (дизруптивный).
Изменения
генофонда,
вызываемые
естественным
отбором.
Адаптации
как
результат
действия
естественного отбора.

Микроэволюция и
макроэволюция
(1ч)

Микроэволюция
макроэволюция.
эволюции.

Направления
эволюции (1ч)

Направления макроэволюции:
биологические
прогресс
и
регресс.
Пути
достижения
биологического
прогресса:
ароморфоз,
идиоадаптация,
дегенерация.

и
Направления

Определение
2,5
основополагающих
понятий:
формы естественного отбора:
движущий, стабилизирующиий,
дизруптивный (разрывающий).
Продуктивное
общение
и
взаимодействие в процессе
совместной
учебной
деятельности с учётом позиции
других
участников
деятельности при обсуждении
влияния естественного отбора
на генофонд популяций.
Развитие
познавательного
интереса к изучению биологии
в
процессе
изучения
дополнительного
материала
учебника
Определение
2,5
основополагающих
понятий:
макроэволюция,
микроэволюция, дивергенция,
репродуктивная
изоляция,
видообразование:
географическое, экологическое,
конвергенция.
Продуктивное
общение и взаимодействие в
процессе совместной учебной
деятельности с учётом позиции
других
участников
деятельности при обсуждении
процессов
макрои
микроэволюции.
Самостоятельная
информационнопознавательная деятельность с
различными
источниками
информации
о
формах
видообразования,
её
критическая
оценка
и
интерпретация.
Формирование
собственной
позиции по отношению к
биологической
информации,
получаемой
из
разных
источников.
Развитие
познавательного интереса к
изучению биологии в процессе
изучения
дополнительного
материала учебника
Определение
2,5
основополагающих
понятий:
направления
эволюции:
биологический
прогресс,
биологический
регресс,
ароморфоз,
идиоадаптация,
дегенерация.
Продуктивное
общение
и
взаимодействие
23

Принципы
классификации,
систематика (1ч)

Обобщающий
урок (1ч)

в процессе совместной учебной
деятельности с учётом позиции
других
участников деятельности при
обсуждении
направлений эволюции.
Самостоятельная
информационнопознавательная
деятельность
с различными источниками
информации
о доказательствах эволюции, её
критическая
оценка
и
интерпретация.
Формирование
собственной
позиции
по
отношению к биологической
информации,
получаемой
из
разных
источников.
Использование средств ИКТ в
решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных
задач,
связанных
с
изучением
основных
направлений
эволюции.
Многообразие организмов как Определение
2,5
результат эволюции. Принципы основополагающих
понятий:
классификации. Систематика.
систематика,
биноминальное
название,
систематические
категории: тип, отдел, класс,
отряд, порядок, семейство, род,
вид. Продуктивное общение и
взаимодействие в процессе
совместной
учебной
деятельности с учётом позиции
других
участников
деятельности при обсуждении
принципов
классификации
организмов.
Развитие
познавательного интереса к
изучению биологии в процессе
изучения
дополнительного
материала учебника
Самостоятельный контроль и 2
коррекция
учебной
деятельности с использованием
всех возможных ресурсов для
достижения
поставленных
целей и реализации планов.
Демонстрация
навыков
познавательной рефлексии.
Уверенное
пользование
биологической терминологией
в пределах изученной темы
24

Организм и окружающая среда. (8 ч)
Приспособленнос
ть организмов к
действию
экологических
факторов. (1ч)

Экосистемный уровень: общая
характеристика.
Среда
обитания.
организмов.
Экологические факторы и их
влияние
на
организмы.
Толерантность и адаптация.
Приспособления организмов к
действию
экологических
факторов.

Биоценоз.
Экосистема. (1ч)

Биоценоз.
Экосистема.
Классификация
экосистем.
Биогеоценоз.
Искусственные
экосистемы.
Экосистемы
городов. Пищевые связи в
экосистеме. Пространственная
структура
экосистемы.
Разнообразие
экосистем.
Взаимоотношения популяций
разных видов в экосистеме.
Круговорот веществ и поток
энергии
в
экосистеме.

Самостоятельное определение 2,5,7,8
цели учебной деятельности и
составление её плана.
Определение
основополагающих
понятий:
среда обитания, экологические
факторы:
абиотические,
биотические,
антропогенные,
лимитирующие,
толерантность,
закон
минимума,
правило
толерантности, адаптация.
Продуктивное
общение
и
взаимодействие
в процессе совместной учебной
деятельности с учётом позиции
других
участников деятельности при
обсуждении
влияния
экологических
факторов
на
организмы.
Самостоятельная
информационнопознавательная
деятельность
с различными источниками
информации
о приспособлениях организмов
к
действию
различных
экологических
факторов,
её
критическая
оценка
и
интерпретация.
Формирование
собственной
позиции
по
отношению к биологической
информации,
получаемой
из
разных
источников.
Развитие
познавательного интереса к
изучению биологии в процессе
изучения
дополнительного
материала учебника
Определение
2,5,8
основополагающих
понятий:
биотическое
сообщество
(биоценоз),
экосистема,
биогеоценоз,
биотоп,
искусственные (антропогенные)
экосистемы:
агробиоценоз,
экосистема города, городской
ландшафт.
Продуктивное
общение и взаимодействие в
процессе совместной учебной
деятельности с учётом позиции
25

Устойчивость
и
динамика
экосистем.
Последствия
влияния деятельности человека
на экосистемы. Сохранение
биоразнообразия как основа
устойчивости экосистемы.

Взаимоотношения
популяций разных
видов в
экосистеме. (1ч)

Видовая
и
пространственная
структура
экосистемы(1ч)

других
участников
деятельности при сравнивании
естественных и искусственных
экосистем, проблем загрязнения
атмосферы.
Самостоятельная
информационнопознавательная
деятельность с различными
источниками информации об
экологических сообществах, её
критическая
оценка
и
интерпретация. Формирование
собственной
позиции
по
отношению к биологической
информации, получаемой из
разных источников. Развитие
познавательного интереса к
изучению биологии в процессе
изучения
дополнительного
материала учебника.
Экологические взаимодействия Определение
2,5,8
организмов
в
экосистеме. основополагающих
понятий:
Экологическая ниша. Закон нейтрализм,
симбиоз:
конкурентного исключения.
мутуализм, протокооперация,
комменсализм, нахлебничество,
квартиранство,
паразитизм,;
хищничество,
антибиоз:
аменсализм,
аллелопатия,
конкуренция,
территориальность,
экологическая ниша, закон
конкурентного
исключения.
Продуктивное
общение
и
взаимодействие в процессе
совместной
учебной
деятельности с учётом позиции
других
участников
деятельности при обсуждении
типов
взаимоотношений
организмов в экосистемах.
Овладение методами научного
познания, используемыми при
биологических исследованиях в
процессе
выполнения
лабораторной работы
Видовая и пространственная Определение
2,5,8
структура
экосистемы. основополагающих
понятий:
Трофическая
структура видовая
структура,
экосистемы.
пространственная
структура
сообщества,
трофическая
структура,
пищевая
цепь,
пищевая
сеть,
ярусность,
автотрофы,
гетеротрофы,
продуценты,
консументы,
редуценты.
Продуктивное
общение и взаимодействие в
процессе совместной учебной
деятельности с учётом позиции
других
участников
26

Пищевые связи в
экосистеме. (1ч)

Обмен веществом и энергией в
экосистеме. Пищевые связи в
экосистеме. Типы пищевых
цепей. Правило экологической
пирамиды.

Круговорот
веществ и
превращение
энергии в
экосистеме (1ч)

Потоки энергии и вещества в
экосистемах.
Особенности
переноса энергии в экосистеме.
Круговорот
веществ
и
превращение
энергии
в
экосистеме.

Устойчивость и
динамика
экосистем. (1ч)

Экологическая сукцессия и её
значение. Стадии сукцессии.
Последствия
влияния
деятельности
человека
на
экосистемы.

деятельности при обсуждении
различных структур экосистем.
Определение
2,5,7,8
основополагающих
понятий:
пищевая
цепь:
детритная,
пастбищная; пирамида: чисел,
биомасс, энергии; правило
экологической
пирамиды.
Продуктивное
общение
и
взаимодействие в процессе
совместной
учебной
деятельности с учётом позиции
других
участников
деятельности при обсуждении
пищевых связей в различных
экосистемах. Самостоятельная
информационнопознавательная деятельность с
различными
источниками
информации об особенностях
пищевых связей в различных
экосистемах, её критическая
оценка и интерпретация.
Формирование
собственной
позиции по отношению к
биологической
информации,
получаемой
из
разных
источников.
Использование
средств ИКТ в решении
коммуникативных
и
организационных задач.
Определение
2,5,8
основополагающих
понятий:
поток: вещества,
энергии,;
биогенные
элементы,
макротрофные
вещества,
микротрофные вещества.
Продуктивное
общение
и
взаимодействие в процессе
совместной
учебной
деятельности с учётом позиции
других
участников
деятельности при обсуждении
круговорота
веществ
и
превращение
энергии
в
экосистемах.
Развитие
познавательного
интереса к изучению биологии
в
процессе
изучения
дополнительного
материала
учебника.
Определение
2,5,8
основополагающих
понятий:
сукцессия,
общее дыхание
сообщества,
первичная
и
вторичная
сукцессии.
Продуктивное
общение
и
взаимодействие в процессе
совместной
учебной
27

деятельности с учётом позиции
других
участников
деятельности.
Овладение методами научного
познания, используемыми при
биологических исследованиях в
процессе
выполнения
лабораторной
работы
«Моделирование структур и
процессов, происходящих в
экосистемах
(на
примере
аквариума)». Развитие умений
объяснять
результаты
биологических экспериментов.
Обобщающий
урок. (1ч)

Самостоятельный контроль и 2
коррекция
учебной
деятельности с использованием
всех возможных ресурсов для
достижения
поставленных
целей и реализации планов
деятельности.
Продуктивное
общение
и
взаимодействие в процессе
совместной
учебной
деятельности с учётом позиции
других
участников
деятельности.
Уверенное
пользование
биологической терминологией
в пределах изученной темы

Структура биосферы. Закономерности существования биосферы. Развитие жизни
на Земле. (8 ч)
Биосфера —
глобальная
экосистема.
Учение В. И.
Вернадского о
биосфере. (1ч)

Биосферный уровень: общая
характеристика.
Структура
(компоненты)
и
границы
биосферы.
Учение
В.И.
Вернадского о биосфере. Живое
вещество и его роль в биосфере.
Ноосфера.
Круговороты
веществ
в
биосфере.

Самостоятельное определение 2,5,8
цели учебной деятельности и
составление
её
плана.
Определение
основополагающих
понятий:
биосфера, ноосфера, живое
вещество, биогенное вещество,
биокосное
вещество.
Продуктивное
общение
и
взаимодействие в процессе
совместной
учебной
деятельности с учётом позиции
других
участников
деятельности при обсуждении
структуры
и
границы
биосферы.
Самостоятельная
информационнопознавательная
деятельность с различными
источниками информации об
учении В.И. Вернадского о
биосфере, роли человека в
изменении
биосферы,
её
критическая
оценка
и
интерпретация. Формирование
28

Круговорот
веществ в
биосфере. (1ч)

Глобальные
антропогенные
изменения в
биосфере. (1ч)

собственной
позиции
по
отношению к биологической
информации, получаемой из
разных источников.
Глобальный биогеохимический Определение
2,5,8
круговорот (биогеохимический основополагающих
понятий:
цикл).
Закон
глобального биогеохимический цикл, закон
замыкания биогеохимического глобального
замыкания
круговорота в биосфере.
биогеохимического
Круговороты
веществ
в круговорота
в
биосфере
биосфере.
Продуктивное
общение
и
взаимодействие
в процессе совместной учебной
деятельности с учётом позиции
других
участников деятельности при
обсуждении
круговорота
веществ
в
биосфере.
Самостоятельная
информационнопознавательная
деятельность
с различными источниками
информации
о круговороте веществ в
биосфере,
её критическая оценка и
интерпретация.
Формирование
собственной
позиции
по отношению к биологической
информации, получаемой из
разных
источников.
Основные
этапы
развития
биосферы. Зарождение жизни.
Роль процессов фотосинтеза и
дыхания в эволюции биосферы.
Влияние человека на эволюцию
биосферы.
Глобальные
антропогенные
изменения в биосфере

Определение
основополагающих
понятий:
формация Исуа, первичный
бульон, метаногенные археи.
Продуктивное
общение
и
взаимодействие в процессе
совместной
учебной
деятельности с учётом позиции
других
участников
деятельности при обсуждении
проблем эволюции биосферы и
роли человека в ней.
Самостоятельная
информационнопознавательная деятельность с
различными
источниками
информации
об
эволюции
биосферы,
её
критическая
оценка и интерпретация.
Формирование
собственной
позиции по отношению к
биологической
информации,
получаемой
из
разных

2,5,6,7,8

29

Гипотезы
происхождения
жизни на Земле.
(1ч)

Гипотезы
происхождения
жизни на Земле. Современные
представления о возникновении
жизни.
Основные
этапы
эволюции органического мира
на
Земле.
Гипотезы
происхождения эукариот

Основные этапы
эволюции
органического
мира на Земле.
(1ч)

Основные этапы эволюции
органического мира на Земле.
Геологическая история Земли

Эволюция
человека. Расы
человека, их
происхождение и
единство. (1ч)

Развитие
взглядов
на
происхождение
человека.
Современные представления о
происхождении
человека.
Эволюция
человека
(антропогенез).
Движущие
силы
антропогенеза.
Расы
человека, их происхождение и
единство. Критика расизма

источников.
Определение
2,5
основополагающих
понятий:
креационизм,
гипотеза
стационарного
состояния,
самопроизвольное зарождение,
гипотеза панспермии, гипотеза
биохимической
эволюции,
абиогенез, гипотеза РНК-мира.
Продуктивное
общение
и
взаимодействие в процессе
совместной
учебной
деятельности с учётом позиции
других
участников
деятельности при обсуждении
гипотез происхождения жизни
на Земле. Самостоятельная
информационнопознавательная деятельность с
различными
источниками
информации о происхождении
жизни на Земле, её критическая
оценка и интерпретация.
Определение
2,5
основополагающих
понятий:
эра, период, эпоха, катархей,
архей, протерозой, фанерозой,
палеозой, мезозой, кайнозой,
кембрий, ордовик, силур, девон,
карбон, пермь, триас, юра, мел,
палеоген, неоген, антропоген,
голоцен.
Продуктивное
общение и взаимодействие в
процессе совместной учебной
деятельности с учётом позиции
других
участников
деятельности при обсуждении
проблем
возникновения
и
развитие жизни на Земле.
Определение
2,5
основополагающих
понятий:
антропогенез,
человек
разумный
(Homo
sapiens),
австралопитековые,
люди:
архантропы,
палеоантропы,
неоантропы,
социальные
факторы
антропогенеза:
трудовая
деятельность,
общественный образ жизни,
речь,
мышление,
расы:
европеоидная, монголоидная,
американоидная, негроидная,
австралоидная, расизм.
Продуктивное
общение
и
взаимодействие в процессе
совместной
учебной
деятельности с учётом позиции
других
участников
деятельности при обсуждении
30

расогенеза.
Самостоятельная
информационнопознавательная деятельность с
различными
источниками
информации об антропогенезе,
её критическая оценка и
интерпретация.
Формирование
собственной
позиции по отношению к
биологической
информации,
получаемой
из
разных
источников.
Использование
средств ИКТ в решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных
задач,
связанных
с
изучением
вопросов эволюции человека.
Роль человека в
биосфере. (1ч)

Обобщающий урок.
(1ч)

Роль человека в биосфере.
Человек
и
экологический
кризис. Пути
выхода из
экологического
кризиса.
Проблемы
устойчивого
развития.
Перспективы
развития
биологических наук

Определение
2,5
основополагающих
понятий:
устойчивое развитие.
Продуктивное
общение
и
взаимодействие в процессе
совместной
учебной
деятельности с учётом позиции
других
участников
деятельности при обсуждении
роль человека в биосфере.
Самостоятельная
информационнопознавательная деятельность с
различными
источниками
информации
о
проблемах
устойчивого
развития,
её
критическая
оценка
и
интерпретация. Формирование
собственной
позиции
по
отношению к биологической
информации, получаемой из
разных источников.
Самостоятельный
контроль
и 2
коррекция учебной деятельности с
использованием
всех
возможных
ресурсов
для
достижения
поставленных целей и реализации
планов деятельности.
Демонстрация
навыков
познавательной рефлексии
Продуктивное
общение
и
взаимодействие в процессе совместной
учебной деятельности с учётом
позиции
других
участников
деятельности.

31

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

протокол заседания МО учителей
естественно-математического цикла
МАОУ СОШ №2 им.Трубилина И.Т.
от 27. 08. 2021 г. № 1
___________/
/

зам. директора по УВР
__________/Климова И.Б./
30. 08. 2021г.

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».